Письмо Ивана Грозного опричнику Василию Грязному, томящемуся в татарском плену!
Василий Грязной – видный опричник и один из приближенных Ивана Грозного.
Будучи воеводой в Донце, был пленен крымскими татарами. Просил царя
выкупить его за 100.000 рублей, или же обменять его на крымского
военачальника Дивея-Мурзу, плененного в битве при Молодях. Впоследствии
Грязной был выкуплен Иваном IV за 2.000 рублей.
Немного сведений из жизни Василия Грязного
Василий
Грязной-Ильин происходил из незнатной дворянской семьи. Вначале своей
карьеры он, также, как и ранее его отец, служил князю Старицкому.
Василий стал опричником в 1566 году, когда поступил на службу к царю
Ивану IV.
Будучи опричником, Василий Грязной участвовал в
Ливонском походе и в боях против крымских татар. Расправлялся по приказу
Ивана Грозного с неугодными боярами и князьями. В частности, совместно с
Малютой Скуратовым Василий Грязной участвовал в суде и расправе над
князем Владимиром Старицким.
Иван Грозный был доволен службой
Василия Грязного и его карьера шла вверх. В частности, он стал одним из
руководителей опричнины, был думным боярином.
Со временем Грязной
стал утрачивать царскую милость. Негативно на его карьере сказалась и
смерть Малюты Скуратова, погибшего при штурме крепости Вейсенштейн.
Василий Грязной потерял место в опричной думе, и был поставлен воеводой в
Нарве, а затем, отправлен воеводой в Донец.
Василий Грязной был
пленен крымскими татарами. Находясь в неволе, он переписывался с Иваном
IV, прося обменять его на крымского военачальника Дивея-Мурзу, который
попал в плен в битве при Молодях, или же выкупить экс-опричника за
100.000 рублей – огромную по тем временам сумму. К сожалению, его письмо
было утрачено, но сохранилось ответное послание Ивана Грозного, которое
мы опубликуем ниже.
Иван Грозный отказался платить за Грязного
столь чудовищную сумму или обменивать его на Дивея-Мурзу. Бывший
опричник оказался на свободе лишь в 1577 году. Царь заплатил за него
татарам 2.000 рублей.
Письмо Ивана Грозного Василию Грязному
ОТ ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА ВСЕЯ РУСИ ВАСИЛИЮ ГРИГОРЬЕВИЧУ ГРЯЗНОМУ-ИЛЬИНУ
«Писал
ты, что за грехи взяли тебя в плен; так надо было, Васюшка, без пути
средь крымских улусов не разъезжать; а уж как заехал, не надо было как
при охотничьей поездке спать: ты думал, что в окольные места приехал с
собаками за зайцами, а крымцы самого тебя к седлу и приторочили. Или ты
думал, что и в Крыму можно так же шутить, как у меня, стоя за кушаньем?
Крымцы
так не спят, как вы, да вас, неженок, умеют ловить; они не говорят,
дойдя до чужой земли: «Пора домой!» Если бы крымцы были такими бабами,
как вы, то им бы и за рекой не бывать, не только что в Москве.
Ты
объявил себя великим человеком,- так ведь это за грехи мои случилось (и
нам это как утаить?), что князья и бояре наши и отца нашего стали нам
изменять, и мы вас, холопов, приближали, желая от вас службы; и правды. А
вспомнил бы ты свое и отца своего величие в Алексине - такие там в
станицах езжали, а ты в станице у Пенинского был чуть ли не в охотниках с
собаками, а предки твои у ростовских архиепископов служили.
И мы
не запираемся, что ты у нас в приближенье был. И ради приближенья
твоего тысячи две рублей дадим, а до сих пор такие и по пятьдесят рублей
бывали; а ста тысяч выкупа ни за кого, кроме государей, не берут и не
дают такого выкупа ни за кого, кроме государей.
А если б ты
объявил себя маленьким человеком,- за тебя бы в обмен Дивея не просили.
Про Дивея хотя, царь и говорит, что он человек маленький, да не хочет
взять за тебя ста тысяч рублей вместо Дивея: Дивей ему ста тысяч рублей
дороже; за сына Дивеева он дочь свою выдал; а нагайский князь и мурзы
все ему братья; у Дивея своих таких полно было, как ты, Вася.
Кроме
как на князя Семена Пункова не на кого было менять Дивея; разве что,
если бы надо было доставать князя Михаила Васильевича Глинского, можно
было его выменять; а в нынешнее время некого на Дивея менять. Тебе,
выйдя из плена, столько не привести татар и не захватить, сколько Дивей
христиан пленит.
И тебя ведь на Дивея выменять не на пользу
христианству - во вред христианству: ты один свободен будешь да,
приехав, лежать станешь из-за своего увечия, а Дивей, приехав, станет
воевать, да несколько сот христиан получше тебя пленит. Какая в том
будет польза?
Если ты обещал не по себе и ценил себя выше меры,
как же можно столько дать? Мерять такой неправильной мерой - значит не
пособить христианству, а разорить христианство. А если будет мена или
выкуп по твоей мере, и мы тебя тогда пожалуем. Если же из гордости ты
станешь против христианства, то Христос тебе противник»!
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.