Во всяком случае, в том уголке планеты, где я сейчас, день в самом разгаре — и у нас сегодня весьма интересная тема. Как раз по поводу выживаемости разных экономик в ежедневно меняющихся условиях. Важно сказать сразу, дабы не было иллюзий: автор не чайнофил, даже если у кого-то иное мнение. И по поводу Китая у автора давно уже никаких иллюзий. Но нет иллюзий и по поводу США — Америка прямо сейчас проигрывает КНР и России собственное будущее лидера всего «свободного мира».
Автор русский, даже если он немец — и автору крайне важно, чтобы во времена глобальных потрясений у России существовали надежные союзники. Хотя бы в качестве временных попутчиков — но по поводу китайцев можно сказать, что временное стратегическое партнерство постепенно перерастает во вполне себе постоянное геополитическое состояние.
Если России Америка проигрывает политически (не удалось обрушить «режим» Путина, а порванная в клочья экономика растет ударными темпами), то Китаю США медленно, но неуклонно уступают в экономике. При всем этом Россия и Китай завоевывают все новых союзников, о чем старательно замалчивают СМИ Америки и Европы, а надувание фондовых пузырей в любом случае приведет к обвальному обрушению экономики услуг. И, как следствие, к обрушению любых остатков былого влияния и величия.
Любое падение начинается с какой-то конкретной отрасли или даже отдельной компании — тот же кризис 2008-2009 годов начался после того, как банк «Лемон браззерс» экстренно откинул копыта. Не помогли ни заседания ФРС, ни танцы с бубном, ни громкие слова Барака, извините, Обамы — а следом за «Лимонами» рухнули сразу две федеральных ипотечных корпорации (Фредди Мак и Фанни Мэй, если кто помнит). По их поводу танцы с бубном тоже не сработали — но если тогда речь шла о финансовом рынке, то теперь угроза повисла уже над остатками реальной экономики. Американской реальной экономики, замечу — самой ого-го какой высокотехнологичной, пиу-пиу и пыщ-пыщ.
Америка начала проигрывать то, на чем и поднялась в мирное время. Америка теряет автомобильную промышленность, а коварный Си никак не хочет понять и простить, заплатить и покаяться. И даже если бы хотел, по его азиатскому лицу этого точно никогда не понять. Мало того, куда-то делись истеричные вопли СМИ по поводу «вот-вот обрушения» рынка недвижимости Китая. Ибо Партия взяла всю эту ситуацию в свои мозолистые руки, установила кучу ограничений и спокойно принялась ждать, пока перегретый рынок не остынет. Рынок остыл — и ограничения принялись снимать, словно их и не было. В этом вся прелесть авторитаризма. Нет бы позволить рынку упасть и отжаться, во славу Адама Смита, но Партия не готова терять репутацию только потому, что кому-то в либеральном мире так захотелось. Визит Блинкена уже наглядно показал, что Пекин не готов прогибаться под изменчивый мир, а поездка Си в Париж доказало, что в современном мире политики думают об экономике в самую последнюю очередь. Если вообще думают, конечно. Естественно, речь о либеральных странах — вот Венгрия к ним не относится, поэтому и с Орбаном товарищ Си договорился сразу о многом. Но договорился Си не только с Орбаном. К примеру, раньше он договорился с Путиным, младшим бен Салманом аль Саудом, Моди и кучей африканских и южноамериканских лидеров. Договорился до того, что китайский аналог SWIFT под названием CIPS опубликовал показатели 2023 года. Согласно им, в прошлом году оборот по CIPS составил 123 трлн юаней — а это более 10% от оборота идеологически правильной сети финансовых сообщений, показавшей оборот в 150 трлн долларов. Иными словами, если считать только китайцев, минимум десятая часть финансовых трансферов неподконтрольна ни ФРС, ни Минфину США, ни любым рейтинговым агентствам Запада.
Если же взять российские, иранские и прочие венесуэльские трансферы, сумма утекших мимо взгляда США уже превышает 16%. То есть восьмая часть вообще всех транзакций между компаниями и государствами в статистику не попадает, что вносит принцип стратегической неопределенности — ну а вдруг Пекин начал сбрасывать американские долговые расписки в обмен на реальные активы?
Но вернемся к баранам, ибо у них весело:
“Я не хочу показаться излишне драматичным”, — заявил Майкл Данн из Dunne Insights, который изучал рынки Китая и других азиатских стран почти 30 лет. “Я просто хочу быть реалистом, когда говорю, что в течение следующих пяти лет Ford, GM, Hyundai, Kia, Nissan, скорее всего, уйдут из Китая. Они просто больше не конкурируют с китайцами”.
А шо случилось? Почему упадническое настроение и уныние на рожице? Где пиу-пиу и пыщ-пыщ одной левой?
Экономика — тварь безжалостная. Ей фиолетово, какие у вас лозунги, как именно вы отображаете роль своей страны в медийном поле и сколько у пана атамана золотого запасу — если вы не способны оперативно реагировать на изменение условий на самых различных рынках, то экономика обязательно познакомит вас с маман Кузьмы, причем в самом жестком варианте.
А реагировать приходится. К примеру, подняв таможенные ставки на импорт любых электроповозок- околонулевой импорт, замечу. Сразу с 25% до 100% — и если это поможет американскому автопроизводителю, то автор невероятно удивится. Ибо те же ставки до 50% на батареи CATL — это убытки автопрома США, помноженные на годы вперед. Других батарей просто нет, практически все они либо производятся в Китае, либо производятся с участием китайцев. Это очень похоже на ситуацию с российским ураном: запрет Байден уже подписал, но «в целях национальной безопасности» регулятор может выдать разрешение на импорт любого количества урана до 2027 года.
До 2027, потому что к этому моменту должны заработать собственные заводы по обогащению, построенные в сотрудничестве с Японией и Францией — а вот если к 2027 они не заработают, то «запрет» предусматривает разрешения аж до 2040 года. К тому-то времени все точно зажужжит, закрутится и заработает. Ибо пиу-пиу и пыщ-пыщ — других объяснений от Минфина США вы не дождетесь.
Продажи GM в Китае, включая продажи совместных предприятий, которые она поддерживает в стране, упали с максимума в 4 миллиона автомобилей в 2017 году до 2,1 миллиона в 2023 году. Это было ниже, чем продажи в США, составившие 2,59 млн впервые с 2009 года.
Доход от акционерного капитала в стране — показатель GM, показывающий, сколько компания зарабатывает на своем втором по величине рынке, — упал на 34% за год до 446 миллионов долларов, включая снижение на 54% в годовом исчислении только за четвертый квартал.
Это как это? Если верить Файнешнл Таймс и Уолл Стрит Джорнел (а уж эти-то точно врать не будут? Или будут?), Антоха Блинкен загнул китайцев в крайне редкую позу в Камасутре — а вот поди ж ты, оказывается, еще нужно смотреть, кто кого и куда загнул.
Китайские автопроизводители многому научились у иностранных автопроизводителей, которые по давнему закону должны были сотрудничать с ними для работы в регионе. Позже эти успешные китайские компании купили иностранные бренды, в том числе британские MG и Lotus, а также шведскую Volvo. Китайские компании, в том числе BYD, в которой Berkshire Hathaway владеет долей, также увидели всплеск внешних инвестиций.
За последнее десятилетие китайский рынок кардинально изменился. Концепция автомобиля как передвижного компьютера или смартфона стала реальностью в стране. Фактически, среди недавних участников — производители мобильных телефонов Xiaomi и Huawei.
Выводы экспертов, близких к автопроизводителям США, прямы и однозначны:
Именно поэтому американским автопроизводителям не следует отказываться от Китая, несмотря на спад продаж американских компаний, считает Билл Руссо, бывший исполнительный директор Chrysler, который руководит консалтинговой фирмой Automobility в Шанхае. Эти сдвиги, произошедшие за последние несколько лет, сохранятся надолго, сказал он.
“Если вы не будете конкурировать в Китае, то что вы собираетесь делать, когда Китай появится у вас на заднем дворе?” Сказал Руссо. “Откуда вы знаете, как с ними конкурировать? Вы даже не пытались.”
И это лишь частный случай глобальной конкуренции, которую Америка давно уже проигрывает по факту. Если же смотреть под другим углом, то все усилия Америки, направленные на «сохранение мира, основанного на правилах», уже терпят поражение по всем фронтам:
Разногласия между западным блоком, возглавляемым США, и экономическим блоком, объединенным с Китаем, угрожают глобальному торговому сотрудничеству и экономическому росту, предупредил во вторник высокопоставленный чиновник Международного валютного фонда.
Заместитель директора-распорядителя МВФ Гита Гопинатх заявила в речи в Стэнфордском университете, что такие события, как глобальная пандемия и вторжение России, подорвали глобальные торговые отношения таким образом, какого не было со времен холодной войны.
“Все чаще страны по всему миру руководствуются соображениями экономической и национальной безопасности при определении того, с кем они торгуют и в кого инвестируют”, — сказала она, добавив, что это привело к тому, что страны все чаще выбирают сторону Китая и США.
Хотя укрепление экономической устойчивости “не обязательно плохо”, тенденция фрагментации угрожает отходом от “глобальной торговой системы, основанной на правилах”, и “значительным сведением на нет выгод от экономической интеграции”, заявила Гопинатх.
И вот вам десерт под устричным соусом. Владимир Путин начинает визит в КНР в качестве лидера побеждающей страны. Побеждающий объединенный Запад, что четко отмечают в Китае — все-таки усилия 54 стран по поддержке Северного Причерноморья наглядно показали Пекину, кто есть кто в этом мире. Экономику обмануть не удалось. «Авторитарная» страна, свобод в которой куда больше, нежели на демократическом Западе, сумела сконцентрировать ресурсы на нужных для противостояния направлениях — а вот либералы не шмогли. У них опять что-то не срастается в смысле производства, воспроизводства и просто в планировании.
Во-вторых, вместе с Путиным в Китай летят Белоусов и Шойгу. Вот прямо сразу, без раскачки и реверансов — а так как Белоусов уже занимался поставками из Китая «товаров двойного назначения», связи в определенных кругах у него там весьма обширны. И даже продуктивны.
В-третьих, это демонстрация устойчивости стратегического союза, который не на бумажке, а на деле. Мало того, визит перед июльским пленумом Партии, на котором тоже будут кадровые перестановки (практически стопроцентно, но могут быть нюансы) позволит ввести в курс дела не только Белоусова, но и его будущих визави из ЦК и Политбюро с китайской стороны.
В-четвертых, Пекин молчит, как гвардеец на Посту номер 1. Хоть ты его умоляй, хоть угрожай — но Китай молчит по поводу «саммита мира» в Швейцарии ровно через месяц, 15 июня. А от его ответа напрямую зависит, удастся ли Западу и Киеву сколотить пиар-коалицию из 160 стран мира, «которые одним своим присутствием уже осуждают агрессивную Россию».
Проблема в одном. Наприглашав практически весь Глобальный Юг, который в рот Пекину и Москве смотрит, организаторы подставились по самое «не хочу» — именно от ответа Пекина зависит количество и состав делегаций сотни стран с гаком. То ли слать наблюдателей, то ли министров — непонятно, хоть ты тресни. Все зависит от того, кого пошлет Пекин — и если на саммит поедет заместитель дворника из Запретного Города, то и от Глобального Юга массово поедут всякие журналисты и общественные деятели, не имеющие отношения ни к каким полномочиям вообще.
А Пекин молчит и не отвечает на звонки. Автоответчик Запретного города транслирует «Катюшу», народную китайскую песню на народном китайском языке — и чем ближе к дате саммита, тем больше паникуют организаторы. И мало того, Китай после майского визита Путина настоятельно зовет в гости Николая Патрушева, дабы организовать бесперебойный канал передачи оперативной информации.
Это похоже на то, что Пекин все-таки решился на возврат Тайваня в родную китайскую гавань — а если учесть регулярное присутствие китайских военных в операционном центре МО РФ (и шёпотом говорят, что даже на ленточке), то изучение российского опыта идет полным ходом. Ну не для ловли же трески и обезьян он идет, правильно? Впрочем, события покажут, кто и где гулял по сугробам.
А это означает, что на «саммите мира» уже поставлен жирный китайский крест, означающий иероглиф «идите в баню, у нас прополка дуриана». Российские товарищи тоже не дадут соврать — пока была Партия, мы все регулярно были на картошке. То на посадке, то на прополке, то на уборке. Теперь русские покупают картошку в магазинах, а китайская Партия так и гоняет своих на дуриановы поля. Или рощи — кто знает, на чем он там растет?
Приезд Путина в Китай — это завершение процесса «двойного визита», своего рода алаверды на приезд Си в Москву год назад. Но это означает и то, что КНР «никого не слил», как его только ни упрашивали — а судя по распоряжениям по поводу БАМа, ВСМ и технологическому рывку в ВПК, китайцы готовы активно участвовать во всех этих движениях.
А это уже сам по себе ответ. Если уж дошло до того, что Папа Римский отменил свое участие в швейцарской сходке, для Киева есть риск повторения «саммита мира» в Джидде — помните еще такой? В его документах до сих пор «весь мир ой как жестко осуждает агрессивную агрессию агрессивной России-то», до сих пор многие даже кушать не могут, как осуждают.
Растущая напряженность между двумя крупнейшими экономиками мира отразилась на глобальном уровне: в 2022 и 2023 годах странами по всему миру было введено более 3000 торговых ограничений, что более чем втрое по сравнению с 2019 годом, согласно данным, собранным МВФ.
Жаль, что МВФ не распаковал статистику, иначе всякие негры и арабы с ужасом узнали бы, что более 2700 этих ограничений ввел коллективный Запад. А так вот смотришь и цокаешь языком в осуждении — ну надо же, какие неразумные эти ваши автократические режимы.
Хотя экономическая фрагментация еще не достигла того же уровня, что и во времена холодной войны, ее потенциальное воздействие намного больше из-за более высокой зависимости мировой экономики от торговли, по словам Гопинатх.
Если разногласия не устранить, по оценкам МВФ, экономические издержки для мирового ВВП могут составить до 7% при сценарии крайней фрагментации. В случае умеренных разногласий ВВП пострадает примерно на 0,2%.
И я даже знаю, на ком будут эти издержки. На тех, у кого за душой одна только демократия, а ресурсы и энергия достались совершенно другим — и сил на то, чтобы привести других к послушанию, просто нет. Как фактора, как явления нет. Коллективные усилия 54 стран наглядно показали, что Пекину нечего бояться, ибо новый конфликт Запад не потянет ни при каких раскладах.
Разве что прилетят инопланетяне и вручат дедушке Джо персональный пиу-пиу и пыщ-пыщ. И автор совершенно не уверен, что дедушка Джо сразу же его не сломает.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.