Откуда у ЕГЭ "ноги растут" и показывают ли экзаменационные тесты истинные знания
Протесты в Беларуси, вакцина от COVID, новые массовые выступления в США
сторонников Black Lives Matter - все это уходит на второй план, когда
приближается 1 сентября. Через три дня не только школьники начнут
зубрить-учить-писать-считать, но и студенты. Те, кто
успешно прошел испытания ненавидимым большинством школьников и
преподавателей ЕГЭ. Собственно говоря, этот самый ЕГЭ взялся не просто
так. Как говорится, "ноги у ЕГЭ" растут из американского теста SAT, он
же BAC во Франции, Abitur в Германии, "психометрия" в Израиле.
Собственно
говоря, с тестом по психометрии я столкнулся в 21 год, когда отслужив в
армии (в Израиле в армию идут после школы, и лишь потом начинается
учеба в ВУЗах), решил поступать в университет.
Для меня, честно
говоря, стало неприятным открытием, что для поступления на нужны
факультет, нужно готовится не к экзаменам по профдисциплинам, а к общему
тесту.
Есть специальные курсы подготовки к вступительному
экзамену, на которых учат ... отвечать на вопросы теста. Ты учишься,
грубо говоря, ставить галочки в нужны местах и правильно понимать
вопросы теста. Чем больше баллов наберешь, тем больше шансов у тебя
выбрать интересующий факультет.
То есть, фактически написав
один и тот же тест, с одним и тем же набором вопросов ты можешь пойти на
юридический факультет, или на медицинский, или на историю искусств. Чем
больше баллов, тем престижнее факультет можешь выбрать, набрал среднее
количество - вместо юридического можешь рассчитывать на факультет
географии.
Все-таки хочешь быть юристом - тогда частный колледж (естественно, в разы дороже), потом можешь "повысить" квалификацию в ВУЗе.
Иными
словами, тест не показывает твою тягу и базовые познания в конкретной
области. Так же он не показывает и уровень IQ, как бы не пытались это
внушить те, кто упорно держится за эту систему наборы в ВУЗы. Так для
чего же вообще такие тесты были придуманы?
Прежде всего, скажу о том, как вообще этот тест выглядит: в нем три блока вопросов.
Блок,
оценивающий вербальные навыки - показывает вашу способность системно
мыслить, умение понимать и анализировать печатные тексты. Здесь будет
предложено написать небольшое эссе на заданную тему. Кроме этого, будут
задания на логику.
Блок, оценивающий способности к
количественному мышлению должен выявить способности использовать числа и
математические понятия при решении задач и способность анализировать
информацию в схемах и графиках.
Английский язык - блок, на
котором многие срезаются. По-идее, он должен выявить способность
абитуриента воспринимать научные тексты на английском языке. Дело в том,
что большинство современных учебников, особенно если речь идет о
медицине и высоких технологиях, написаны именно на английском, и
логично, что студенты не должны испытывать языковых проблем. Но есть тут
маленькая хитрость. Так называемые сложные слова...
Вот сейчас начинается самое интересное. Зачем и где изобрели психометрию?
Предсказуемо,
что первые тесты SAT появились в США в начале XX века. Именно в это
время в Америку приезжает огромное количество эмигрантов из Европы. Люди
бегут от войны, революций. Приезжает много русских, евреев, итальянцев.
Среди которых очень много людей образованных, соответственно и их дети,
которые взрослеют уже на новой родине, ориентированы на поступление в
высшие учебные заведения. талантливых много, умных еще больше, экзамены
они сдают, как показывает статистика, достаточно легко, даже с учетом
того, что английский язык им не родной, а дома с родителями они
продолжают говорить на языках своих стран.
Американские ВУЗы,
между прочим, не резиновые. И коренное протестантское население было
явно недовольно "засилием новоприбывших". Это что ж получается? Всякий
приехавший еврейский мальчик со скрипкой из какого-то польского
местечка, будет у нашего ребенка место под солнцем отбирать! А мы, между
прочим, потомки тех самых, которые Бостонское чаепитие устраивали, наши
прапрадедудшки вообще сюда приплыли на кораблях Колумба и Веспучи!
Но
США уже тогда позиционировала себя страной победившей демократии и
равенства, по крайней мере для людей с белым цветом кожи. А эмигранты из
Европы тоже были белыми. Значит, ограничить их, применяя расовые
законы, нельзя. Экзамены они сдавали на общих основаниях, оценки часто
были гораздо выше, чем у "местных". Ничего удивительного, у детей
эмигрантов не было никакого "тыла". Связи с родиной потеряны, накоплений
особых нет, а те, что есть - уходят на еду и жилье. Связей нет,
перспектива: либо метла или завод, либо выбиваться в люди путем
получения высшего образования. Вот хватались за него всеми силами. А
потому к середине 20-х годов прошлого века такие престижные университеты
как Гарвард и Принстон были переполнены студентами из России, Польши,
Германии, имевшими, в основном еврейское происхождение.
И тогда
один профессор, Карл Бригам, типичный англосакс, коренной американец,
преподававший в Принстоне психологию, придумал отличный выход из
ситуации.
Может новоприбывшие знают толк в математике, в физике
или в химии, и возможно они - талантливые и умные. Но говорят они с
диким акцентом, периодически коверкая язык Байрона. Значит, нужно
создать такую систему поступления в ВУЗы, которая будет основана, прежде
всего на знании языка и неких традиций американского общества
(подразумевались, естественно устои, принесенные некогда чопорными
англичанами, покорившими Новый Свет).
Вот так на свет и
появился тот самый единый экзамен под названием SAT (Scholastic Aptitude
Test). Те, кто не владел высоким английским, не могли его пройти. Как
выяснилось, его не могли пройти и многие "свои" - ряд слов и выражений
был в обиходе лишь у так называемого высшего общества. Середняки и тем
более выходцы из рабочего класса, таким словарным запасом тоже не
обладали.
Так профессор Бригам почти на 20 лет решил проблему
пребывания в ВУЗАх "нежелательных студентов". Но всякого мудреца, как
говорится, найдется болт.
Секрет Бригама раскрыл талантливый
педагог еврейского происхождения Стенли Каплан. На самом-то деле он
хотел быть врачом, но тот самый SAT не позволил ему поступить на
престижную специальность, поэтому пришлось стать учителем. Обиду на
американскую систему образования он так и не простил, придумав четкую
систему подготовки к сдаче теста. Она в итоге сделала его миллионером.
Кстати,
Каплан доказал, что тест SAT вовсе не выявляет врожденные способности
человека к обучению, и тем более нет никакой связи между
интеллектуальными способностями и расой, и национальностью человека.
Студенты на курсах получали четкие алгоритмы для ответов, сдавали тест и
поступали.
Остался последний вопрос - если тест по психометрии
не выявляет талантов и способностей, а что бы его сдать, нужно просто
пройти специальные курсы, зачем вообще нужен такой экзамен? Все просто -
это выгодный коммерческий проект. Не более того.
А как вы думаете, если бы психометрию и ЕГЭ изобрели раньше, получил бы мир Менделеева, Эйнштейна или Королева?
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.