Ирано-суданские
отношения начали свое развитие в конце 80-х ꟷ начале 90-х годов XX века,
вследствие процессов, связанных с развитием исламских фундаментальных
идей, а также в сложных условий изолированности. Исламская Республика
Иран, следуя своей идеологической линии, ставшей в 1979 году основой
нового Ирана, стремилась расширить свое влияние не только среди
шиитского населения ряда ближневосточных государств (таких как Бахрейн и
Ливан), но и оказывать свое влияние на страны с преимущественно
суннитским населением.
1989
Судан, обладавший рядом
проблем, присущих странам Африки (в связи со своим колониальным
прошлым), в 1989 году вследствие военного переворота при поддержке
исламских фундаменталистов, возглавляемых Хасаном ат-Тураби, становится
перспективным направлением для иранской внешней политики, претерпевающей
концептуальные изменения.
В начале 90-х годов XX века иранская
концепция внешнеполитического курса претерпела ряд значительных
изменений. Распространение исламского фундаментализма в сложных
экономических условиях и ослабление военного потенциала в послевоенное
время, а также осознание неэффективности старых подходов в реализации
внешней политики послужили причинами для переосмысления внешней политики
Исламской Республики Иран.
Пересмотр внешнеполитических
приоритетов (а именно: экспорта исламской революции и помощи всем
«угнетенным»), как основополагающих принципов внешней политики
постреволюционного Ирана, приобретает скрытый характер. Одним из
примеров реализации новой концепции стал Судан, в котором в 1989 году в
ходе переворота к власти пришел Омар Аль-Башир. В качестве опоры своего
режима Омар Аль-Башир выбрал движение Национальный Исламский Фронт
(НИФ), относящийся к исламскому фундаментализму суннитского толка во
главе с Хасаном Абдаллой ат-Тураби. Идеи Хасана Абдаллы ат-Тураби,
лидера НИФ во многом совпадали с идеями хомейнизма (ат-Тураби призывал к
созданию исламского интернационала).
1991
Безусловно,
данное движение привлекло внимание Исламской Республики Иран. В декабре
1991 года состоялся визит президента Ирана А.Х. Рафсанджани в Хартум. В
ходе визита было подписано соглашение о военно-техническом
сотрудничестве между Исламской Республикой Иран и Суданом. В составе
делегации Ирана были представители деловых и военных кругов. Иран
заключил с Суданом открытые и секретные соглашения, контракты. Секретные
соглашения касались в основном сотрудничества двух стран в военной
сфере и в области взаимной безопасности.
В дальнейшем
сотрудничество правительства Исламской Республики Иран с правительством
Судана, возглавляемого Омаром Аль-Баширом, достаточно тесно развивалось в
военно-техническом секторе. На территории Судана существовали иранские
лагеря по подготовке военных специалистов. Иран поставлял вооружение для
нужд армии Судана. Хотя обе стороны не признавали факта торговли оружием,
по некоторым данным, Иран оказывал финансовую поддержку режиму
Аль-Башира и покрывал расходы на закупку вооружений в Китае и Северной
Корее. Иранское правительство также снабжало Судан нефтью и
нефтепродуктами. Судан же (в обмен на помощь Ирана) предоставил
иранскому торговому и военному флоту возможность использовать Порт Судан в Красном море в течение 25 лет.
2000-е
Однако
в 2000-x годах коалиция военных и исламских фундаменталистов терпит
крах. Некогда соратники становятся противниками. Данные изменения не
сразу повлияли на ирано-суданские отношения. Но в дальнейшем стали
поводом для их прекращения.
2006
В 2006 году
верховный лидер Ирана Али Хаменеи встретился с президентом Судана Омаром
Аль-Баширом. По итогам данной встречи А. Хаменеи заявил, что Иран готов
экспортировать ядерные технологии в соседние страны, такие как Судан.
2008
В
2008 году министр обороны Ирана Мостафа Мохаммад Наджар выразил полное
удовлетворение военным сотрудничеством между Суданом и Ираном. 7 марта
2008 года Судан и Иран подписали новое соглашение о сотрудничестве в
области технологий, образования, науки, промышленности и обмена
делегациями экспертов, а также о создании комиссии по военному
сотрудничеству. Судан становится одним из важных партнеров Ирана в
поддержке шиитов.
Однако правительство Судана, осознавая сложную
экономическую ситуацию в стране, было вынуждено сотрудничать не только с
Исламской Республикой Иран, но и находить новых партнеров. В том числе в
лице Саудовской Аравии, отношения с которой были прекращены в 1990
году, когда суданские власти поддержали вторжение Ирака в Кувейт. Данное
решение во многом стало причиной сотрудничества Ирана и Судана. А также
подорвало отношения с рядом арабских государств. Безусловно, ухудшение
экономического состояния в государстве требовало поиска нового подхода
во внешней политике.
2014
В сентябре 2014 года отношения между Ираном и Суданом были подорваны закрытием иранского культурного центра в Хартуме.
Причиной
этого, по заявлениям официальных властей Судана, стала деятельность
сотрудников культурного центра, которые, согласно официальным данным,
занимались проповеднической деятельностью. Данное решение суданского
правительства стало первым шагом к прекращению сотрудничества с
Исламской Республикой Иран.
Ранее в августе 2014 года Судан
получил от Саудовской Аравии депозит в своем центральном банке на сумму 1
млрд долларов США. Также большую роль в ухудшении ирано-суданских
отношений сыграло участие Судана в конфликте в Йемене, куда были
направленны военные силы для борьбы с хуситами. Данные действия во
многом укрепили отношения Судана с Саудовской Аравией.
2016
В
январе 2016 года вслед за Саудовской Аравией Судан разорвал
дипломатические отношения с ИРИ. Причиной этому послужило нападение на
посольство Саудовской Аравии в Иране, спровоцированное казнью шиитского
проповедника Нимр ан-Нимр. В течение многих лет военно-исламистский
режим Хартума поддерживал тесные отношения с Тегераном. Но поскольку
разногласия между ними в регионе обострились из-за конфликтов в Сирии,
Ираке и Йемене, Хартум вступил в союз с Эр-Риядом. В 2015 году Судан
отошел от своего союза с Ираном и присоединился к возглавляемой
Саудовской Аравией коалиции, против поддерживаемых Ираном йеменских
хуситов.
2017
Разрыв дипломатических отношений
однозначно определил, что стратегическим партнером Судана стала
Саудовская Аравия. В январе 2017 года военно-морские силы Саудовской
Аравии и Судана провели совместные учения под названием «Фалак 2» на
военно-морской базе короля Фейсала Западного флота Саудовской Аравии.
Руководил учениями командующий Королевским саудовским западным флотом
адмирал Саид Аль-Захрани. Учения включали штурм и проверку корабля на
предмет контрабанды оружия. А также высадку на одном из островов на
скоростных катерах с участием самолетов Королевского флота Саудовской
Аравии. Ранее (в феврале 2016 года) суданские войска участвовали в
военных учениях «Северный гром» (Раад аль-Шамаль) в Саудовской Аравии.
2020
Ирано-суданские
отношения, начавшие свое развитие в конце 80-х ¬ꟷ начале 90-х годов XX
века, более 20 лет развивались в сферах военно-технического и
экономического сотрудничества, а также в сложных условиях
изолированности двух государств.
Исламская Республика Иран
стремилась расширить свое влияние не только среди шиитского населения,
но и оказывать на страны с суннитским населением. Судан, стал
перспективным направлением для иранской внешней политики.
Но
изменение внутриполитической и экономической ситуации в Судане помешали
дальнейшему развитию ирано-суданских отношений. Более того, разрушили
их.
Дальнейшие перспективы восстановления отношений полностью
зависят от внутриполитической ситуации в стране и внешнеполитической
концепции Судана.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.