Существует такая одежда, которая входит в нашу жизнь и остается в ней на годы, и даже на десятилетия. Одним из таких видов одежды является женский плюшевый жакет. Он пришел на смену послевоенным телогрейкам (или фуфайкам, их называли по-разному в разных местностях) в 50-е годы, когда, как говорили в народе «замирилась война», как первый росток новой, мирной, налаживающейся после военной разрухи жизни.
Плюшевый жакет в простонародье назывался «плюшка», а в селе моей прабабушки «манарка». Он шился из плюша (ткани с длинным до 8 мм ворсом из хлопковой или шерстяной ткани, а само полотно их хлопчатобумажной ткани), подбивался ватой и имел полукруглый воротник. Плюшки были черных и темнокоричневых цветов с рыжим отливом, а когда выгорали, имели фиолетовый отлив. После войны достать плюшку было чрезвычайно трудно, сначала их продавали по спискам лучшим дояркам, свинаркам. В те годы иметь плюшку считалось особым шиком, ее берегли, носили только по праздникам, по особым случаям (для поездок в райцентр, например). Правда, моя прабабушка была большая щеголиха, по селу все время в плюшке ходила, в фуфайке выходила только к скотине. Со временем плюшки запустили в массовое производство и с годами они висели во всех сельмагах. В городе плюшки не прижились, а в селе, особенно среди бабушек, пользовались огромной популярностью: штапельный платок, плюшевый жакет, длинная юбка и валенки (или бурки) – так выглядела практически каждая бабушка. Плюшка прочно и надолго обосновалась в гардеробе наших прабабушек, была практичной, удобной, теплой, натуральной одеждой. Среди городской толпы в эти годы часто можно было видеть женщин одетых в плюшевые жакеты. Безошибочно можно было сказать, что это деревенские, приехавшие в город. У деревенских женщин в 50-е годы зимней одеждой на выход стал черный плюшевый жакет на ватине. Эти жакеты были очень практичными и функциональными. Деревенские неслучайно шили жакеты из плюша. Во-первых, это выглядело «богато», то есть говорило об определенном уровне достатка, во-вторых, плюш был тканью стойкой к износу. Фасон плюшевого жакета зависел от местных предпочтений. По рассказам местных жителей, в Инзенском районе (сейчас Базарносызганском) районе предпочитали жакеты с большим воротником, а в некоторых деревнях Пензенской области района предпочитали шить жакет, повторяющий форму телогрейки: воротник-стойка, манжеты на рукавах, хлястик.
Бабушки к своим манаркам относились очень трепетно. Помню, как нежно, с любовью моя прабабушка гладила свою плюшку по мягкой шерстке. Многие бабушки берегли свои плюшки для дочек и внучек. Мне сразу вспомнилась и бабушкина "плюшка" (так её называли), и ещё очень трогательные строки из повести Ф. Абрамова "Пелагея" (здесь уже название "плюшевка"):
"Однажды в полдень, незадолго до Нового года, когда Пелагея развешивала у себя в комнате крепдешиновые отрезы – к этой материи она была особенно неравнодушна, – к ней забежала продавщица Окся. – По плюшевкам скучала – привезли! – с ходу объявила Окся. Пелагея не знала, как и благодарить Оксю: у всех замужних женщин были теперь плюшевые жакеты, а она три года не может достать. Прошли те времена, когда продавцы сами на дом приносили ей товары. На улице было холодно, северило, мела поземка, а она бежала легко, без устали, так, как бегала в лавку раньше. Она любила ходить в магазин. Для нее это был праздник. Праздник красок и запахов, от которых она просто пьянела. Ну, а что касается полок с мануфактурой, то она перед ними готова была простаивать часами. Народу в магазине не было, и Окся сразу, без задержки выбросила плюшевую жакетку. Из-под прилавка. Так что Пелагея без слов поняла, какое одолжение делает ей Окся. Жакет был в самый раз, может, разве чуть-чуть ширил плечи, да тут капризничать не приходилось, раз такой спрос на этот товар. – А для Альки-то не возьмешь? – спросила Окся. – А то уж бог с тобой, разоряй. Подождут другие. И Пелагея, недолго раздумывая, взяла и для Альки. В ту, бабью, сторону двигается Алька. И жакет пригодится. – Спасибо, спасибо, Оксенья Ивановна! За мной не пропадет, в долгу не останусь, – поблагодарила прочувствованно Пелагея и, завязав жакеты в большой плат (нельзя подводить человека, который добро тебе сделал), отправилась домой. И вот на обратном пути против клуба она и столкнулась с Антонидой Петровной. Идет, сапожками модными поскрипывает, лицо уткнула в белый пушистый воротник – сто рублей, по словам матери, заплачено – и замечталась, ничего не видит. Пелагея, как всегда, первая поздоровалась, чем страшно смутила Антониду Петровну, а потом – бес ее толкнул в бок! – не удержалась, развернула плат. Смотри, смотри, Антонида Петровна. Да не заносись больно-то. Еще кое-кто считается с нами. Жакет Антониде Петровне понравился. – Симпатичный... – протенькала. – А вы-то купили? Нет? – поинтересовалась Пелагея. – Нет... Кажется, нет... – замялась Антонида Петровна и глазки отвела в сторону. Да ведь она, наверно, зимой-то, когда очки обмерзают, совсем ничего не видит, на ощупь ходит, подумала Пелагея, и ей опять как тогда летом у реки вдруг жалко стало дочь Петра Ивановича. На Пелагею доброта нахлынула: не подумавши выхватила из плата жакет – красиво, росомахой взыграл черный плюш на белом снегу. – На, забирай, Антонида Петровна! Я, старуха, и без плюшевки проживу. Чего мне надо. – Нет, нет, спасибо, что вы... – Да чего спасибо-то! Что ты, Антонида Петровна... Разве я добра не помню? Разве я без сердца? Петр Иванович сколько раз из беды меня выручал... Нет, нет, Антонида Петровна, бери! И слушать не хочу... Антонида Петровна совсем растерялась. Завертела каблуком, зашмыгала носиком, потом что-то забормотала насчет того, что плюшевки, мол, сейчас не в моде. – Как не в моде? – удивилась Пелагея. – У нас который год нарасхват... – То раньше... Вы, пожалуйста, извините меня, Пелагея Прокопьевна, но эти жакеты в магазине висят с лета прошлого года... Тихо, с запинкой, из мехового воротника пролепетала эти слова Тонечка, а Пелагея пошатнулась от них".
Раз зашел разговор о плюшке(манарке), позволю себе цитату из книги «Костюм в русской художественной культуре» (М., 1995 год): «Примерно после 1870 года в женской моде получил распространение жакет из плюша, сохранившийся в крестьянском быту доныне. Жакет из плюша оставался предметом вожделения у деревенских модниц до конца 1950-х годов, и в 1970-е гг. можно было встретить пожилых, явно деревенских женщин, оказавшихся проездом, например, в Москве, одетых в темный плюшевый жакет характерного кроя, сложившийся еще в 1890-е годы, - приталенный, с круглой грудью, небольшим воротником (чтобы удобно было спустить на плечи платок). Сельские портнихи, перенимая городские фасоны, шили одежду, не принимая во внимание корсет, без которого не обходились горожанки. Необходимый силуэт жакета из плюша создавался при помощи ватных толщинок, а если учесть отсутствие подкройных деталей (сельчанки их избегали, чтобы не портить покупной материал), то передняя часть жакета до талии, прослоенная ватой, и приобретала тот силуэт, который требовала тогдашняя мода и который сохранялся в течение многих десятилетий, как нарядная и престижная вещь.» Таких жакетов и в 80-тых годах было ещё очень много.
В 70-х годах, когда начались перебои с продуктами, бабушки в таких жакетах ездили в Москву за продуктами. Их еще прозвали «плюшевым десантом. Плюшки производили лет двадцать пять!!!! (причем, крой жакета не менялся), потом им на смену пришли шубы из искусственного меха. Но и в наше время, очень редко, но можно еще увидеть бабушку в таком жакете.
Сорок седьмой. Отгремела война. Детство военное встретило юность. Молодость в жизни бывает одна, Как бы судьба к нам ни обернулась.
Девушке юной был нужен жакет, Мода на них в эту пору входила. Только вот денег достаточно нет, А от мечты отказаться не в силах.
Выход был найден: в соседний район В санках муку повезла на продажу. Больше, чем в ста километрах был он – Несколько дней шла дорогой с поклажей.
Вот и базар. Продала свой товар. Деньги тогда ей хорошие дали. Радовал душу от сделки навар: Значит, с затеею не прогадали.
В этот же день не купила жакет – Ни одного не нашла, но искала, А на другой объявили чуть свет: Денег реформа сегодня настала.
И от полутора тысяч рублей После обмена осталось пятнадцать – Не по карману жакет снова ей, Знать, без него ей домой возвращаться.
Снова в дороге встречала рассвет, Сумму домой принесла – пригодится. Сшили пальто ей. Из плюша жакет В сердце надолго мечтой затаится.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Помню неприятный случай с такой одеждой. Приехала к нам в 70ые сестра моего деда. Дед уже умер, но бабанечка жива была. И вот нарисовалась дедова сестра в Сибирь из Алма-Аты зимой в такой вот курточке. А бабаня моя была очень доброй, не на словах, а делами. 40 лет носила тулуп. И тут ей подарили только что новый. Ну и начала ныть дедова сестра, что тут так холодно (333ий раз приехала, и все в новость). Вот и отдала ей моя бабанечка свой новый тулуп. Терпеть не могу таких людей - эгоистов, которые только о себе и своем благополучии пекутся. А бабанечку до сих пор считаю Ангелом земным моим.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]