Неполная, но победа. Белоусов добился от офшорных олигархов существенных уступок
Эпопея с ценами на металлургическую продукцию продолжает "радовать" нас новыми сериями. Спустя два месяцы борьбы с металлургами, которые зарегистрированы в офшорах, появились первые серьезные результаты. Впрочем, говорить о полной победе рано. Промежуточные успехи, безусловно, есть. Они значительны, но, конечно, хотелось бы большего.
К настоящему моменту крупнейшие российские металлурги (Северсталь, НЛМК, ММК) готовы предоставить правительству скидку на продукцию в размере до 30%. Она будет дана под товары для конкретных госстроек. В частности, для второго этапа расширения БАМа и Транссиба и трассы М12 Москва - Казань.
Подобное, действительно, можно назвать успехом, поскольку ранее никогда госстройки не получали такой щедрый дисконт. Тем не менее, подобного не достаточно. С мая прошлого года рост цен на сталь составил 105%. Если в мае 2020 г. заготовка стали стоила примерно 340 долларов за тонну, то сейчас - 705 долларов. То есть, рост на 105%. Если считать на примере стали, то, с учетом скидки в 30%, ее стоимость для государства составит примерно 493 доллара. Однако это все равно на 45% выше цены годичной давности.
Конечно, в чем-то Россия получит конкурентное преимущество. Так, пока другие страны будут вынуждены строить инфраструктуру на основе материалов по мировым ценам, наша страна существенным образом сэкономит на проектах. Тем не менее, эта экономия будет недостаточной.
Текущая ситуация с металлургами является ярким примером того, почему государству необходимы свои металлургические комбинаты. Признаемся, раньше мы были противниками этой идеи, считая, что государство обладает всеми инструментами для управления ценой в секторе. Но, как показывает нынешняя ситуация, подобных инструментов недостаточно, а лоббистские возможности офшорной аристократии слишком сильны.
Даже если государственникам удастся добиться поставленной цели, будет потеряно драгоценное время.
Соответственно, государству необходимы свои производства, с которых продукция могла бы идти на нужды госстроек с минимальной наценкой. Однако возникает вопрос: нужно ли создавать новую компанию с нуля, либо купить по рыночной цене уже существующие активы? Если прибегать ко второму варианту, то какие активы могут перейти под контроль государства?
И вот здесь мы подходим к компании Мечел, которая несколько лет назад находилась на грани дефолта из-за огромной долговой нагрузки. Основными кредиторами Мечела выступают Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк. То есть, государственный банки. В принципе, Мечел снижает долговую нагрузку путем продажи некоторых активов, но уровень долговой нагрузки все равно остается колоссальный. Показатель чистый долг/EBITDA равен 8,04, что является зашкаливающим значением.
Однако на практике передача активов Мечела под контроль государства и превращение в госкомпанию вряд ли возможно. К сожалению, эволюция в правительственных кругах еще не дошла до той стадии, когда окончательно созрело бы понимание необходимости иметь собственную металлургическую компанию. Поэтому пока что остается разбираться с офшорными олигархами. Но и о подобных действиях мы не могли мечтать даже еще три года назад.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.