Это случилось в конце октября 1967 года. Экипаж самолета Ли-2 Полярной авиации, где командиром был Иван Коломиец, только что сбросил почту для полярников острова Рудольфа. Впереди был последний пункт доставки почты на острове Виктория. Настроение было превосходное. Этому прежде всего способствовала хорошая погода: видимость более двадцати километров, слабый ветерок, температура минус тридцать, а главное - был четко виден горизонт, что на Крайнем Севере - явление редкое. К тому же бортрадист Николай Арапов обрадовал экипаж, что на полярной станции Нагурская нас ждет горячий обед.
Летели на высоте двести метров. Ровно работали двигатели, пугая своей громкой песней тюленей и белых медведей. Когда до острова Виктория осталось меньше двадцати минут полета, бортрадист обратился к командиру:
- Начальник полярной станции просит вас выйти на командную связь.
- У нас ЧП! - сообщил начальник станции.
- Из-за сложной ледовой обстановки не мог пробиться корабль. Уголь и продукты питания на исходе. Не могли бы снять нас с острова? Нас шесть человек...
Если бы самолет был на лыжах, никаких проблем не было бы. Сели, законсервировали станцию и перевезли зимовщиков в амурскую. Но вся беда в том, что Ли-2 на колесах...
Командир ответил:
- Будьте на связи!
И задал экипажу всего один вопрос:
- Что будем делать?
- Садиться!
Этим и славились экипажи Полярной авиации: они всегда были готовы прийти на помощь людям.
- Решение сообщим минут через двадцать
- надо связаться с командиром отряда - передали с борта на землю.
- Вам же необходимо срочно осмотреть посадочную полосу и определить, нет ли трещин на поверхности ледника.
Бортрадист быстро нашел командира отряда в Хатанге, доложил о сложившейся обстановке и попросил разрешения на посадку. Командир поинтересовался, каков состав экипажа, и тут же телеграфировал: «Посадку разрешаю!»
Минут тридцать кружили в небе, изучая остров со всех сторон. Вскоре с земли сообщили:
- Трещин нет. Толщина снега двадцать сантиметров.
Оставалось лишь определить скорость и направление ветра. Бросаем дымовую шашку. Направление - строго по полосе. По наклону дыма определяем скорость - до пяти метров в секунду. Делаем контрольный заход, убеждаемся, что на полосе нет препятствий.
Коломиец отдает распоряжение:
- Перед приземлением для создания задней центровки всем перейти в хвостовую часть самолета, кроме второго пилота.
Приземлились удачно. Радист передал на Диксон сообщение о посадке. Зачехлили двигатели и спустились к подножью ледника на станцию.
После консервации станции, которая продолжалась почти шесть часов, уже ночью добрались до самолета. Правда, с небольшим приключением. На склоне ледника, между станцией и самолетом, встретили двух медведей, которые стояли на задних лапах и как бы спрашивали нас: «Куда же вы уходите, а как же мы?»
Взлет большой трудности не составил. Радист вновь связался с Диксоном, доложил о взлете. Получил ответ. Но с передачей текста телеграммы явно тянул.
- Ну, что там? Не тяни, - попросил командир.
Из длинной телеграммы запомнили только одно: «...Старшему на борту отобрать у всех членов экипажа пилотские свидетельства».
В Нагурской без всякого настроения пообедали, почти не спали. Но самые большие неприятности ожидали нас в Москве. На разборе мнения разделились. Одни говорили, что нас нужно судить за нарушение летных документов. Другие - наградить, так как спасли людей...
Начальник Полярной авиации Марк Иванович Шевелев всех внимательно выслушал, а заключая разбор, произнес:
- Экипаж выполнил работу, которую Полярная авиация выполняет вот уже много лет. Давайте поступим так: ни судить, ни награждать их не будем...
С мнением Шевелева многие согласились. Спросили и командира летного отряда Якова Яковлевича Дмитриева:
- Как вы могли разрешить им посадку на купол ледника в колесном варианте? А если бы самолет встал на нос?
На что наш командир ответил:
- В экипаже я был уверен. И никогда не думал, что спасение людей является преступлением.
Любопытно, что история эта имела неожиданное продолжение. Много лет спустя у метро «Сокол» ко мне подошел мужчина.
- Не узнаете? - спросил он, протягивая руку.
Я пожал плечами.
- Вы нас снимали с острова Виктория. Лет двенадцать назад. Помните?
Улыбаясь, я ответил:
- Тогда у вас были такие бороды...
И подумал: как жаль, что при этой встрече не присутствовал тот руководитель, что дал на борт телеграмму с приказом об изъятии наших пилотских свидетельств.
Автор: Владимир Сарафанов журнал "ГА" январь 1997 год.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.