Его музыку узнают с первых тактов, его песни вот уже много десятилетий
поет вся страна. Исполнилось 90 лет со дня рождения Микаэла
Таривердиева. Без его мелодий невозможно представить наши любимые
фильмы. «Ирония судьбы», «Семнадцать мгновений весны», «Ошибка
резидента» и еще десятки кинолент, где музыка не менее важна, чем сюжет и
игра актеров.
Музыка, летящая в пространстве,
как хлопья снега или падающие звезды. В ней и непонятная тревога, и
биение влюбленного сердца. Весь тот внутренний мир людей на экране,
который создавал Микаэл Таривердиев, и умел выразить так понятно и
глубоко, как никто другой.
Чтобы музыка к фильму «Семнадцать
мгновений весны» попала в самое сердце, Таривердиев придумал образ неба,
ведь где бы ты ни был, оно такое же, как и дома. Работалось Микаэлу
Леоновичу с Лиозновой легко, хотя работа была каторжная. Три года. Около
трех часов музыки. И музыка в картине создает не только атмосферу,
запоминается, но создает образы, создает многомерность смысла, что и
делает картину такой многомерной и привлекательной. Не просто шпионской,
сюжетной, а человеческой. О человеке и его чувстве.
В его музыке
было все то, о чем думало и мечтало поколение детей войны, свет,
радость, оптимизм и обязательное счастье, оплаченное невозможной ценой.
Для фильма о вчерашних школьниках, не вернувшихся с войны, Таривердиев пишет музыку, которая словно еще не созрела… Он
искал свою собственную поэтику. Фильм "До свидания, мальчики" Михаила
Калика. Вот его начало и конец. Первые кадры – мальчики и море. Картина
детства на фоне моцартианской прелюдии. Это начало жизни, это ощущение
надежды, еще ничем не омраченной. Первая любовь. Мальчики уезжают
учиться в военное училище. Мы понимаем, что они едут на войну. Война в
фильме не показана. В финале звучит эта же моцартианская прелюдия. На
ней идут страшные кадры хроники.
А вместе с группой фильма
«Ольга Сергеевна» 9 мая у Большого театра и в Парке Горького Таривердиев
несколько часов вглядывается в лица и записки, и вдохновленный, создает
одну из самых пронзительных песен о войне.
В 86-м, почти сразу
после взрыва на атомной станции Таривердивев едет в Припять и играет там
для ликвидаторов музыку из любимых фильмов. А, вернувшись домой,
сочиняет симфонию для органа «Чернобыль» и говорит: «Я всего лишь
приемник, который уловил эхо какой-то волны».
– Он – счастливый
человек! То задание, с которым он пришел в этот мир, он его выполнил, –
говорит супруга Микаэла Таривердиева, музыковед.
Надежда – одна
из несущих конструкции мировосприятия, мироощущения Микаэла
Таривердиева. В фильме "До свидания, мальчики" фраза из повести Балтера
"Впереди, нам казалось, нас ждет только радость" – это ощущение надежды,
очень важное ощущение местоимения "нас" покинули его. И тогда он ушел.
Он не мог жить без надежды. Все его поздние произведения – Симфония для
органа "Чернобыль", Концерт для органа "Кассандра", Концерт для альта и
струнных в романтическом стиле – это произведения ухода. И ощущение,
звукописание художника-визионера картины мира. Которую он видел. "
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.