22 февраля 1653 года повелением патриарха Никона были внесены изменения в число поклонов и установлено отныне правильное троеперстное крестное знамение. Данные изменения соответственно были зафиксированы во вновь издаваемой Псалтири (сборник молитв). Церковная реформа, вскоре приведшая к расколу Русской православной церкви, началась весьма решительным образом.
Патриарх Никон, имевший большое влияние на Царя Алексея Михайловича, задумал реформы, поражавшие своими амбициозностью и размахом. Согласно его проекту, необходимо было воссоздать Вселенскую церковь, объединяющую все православные церкви. Эта Вселенская православная церковь должны была со временем подчинить себе не только все стороны светской, но и государственной жизни.
Таким образом, власть патриарха по факту оказалась бы выше власти Царя. Именно эта претензия патриарха на господство и стала в дальнейшем одной из основных причин сперва охлаждения в отношениях Царя и патриарха, а затем и его, Никона, низвержения.
Формальным поводом к проведению реформы стали ошибки и разночтения в обрядах, богослужениях и обычаях русской церкви по сравнению с греческой. Некоторые из которых, например двоеперстие, прочно укоренились в традициях и особенностях церковного служения и исповедания. Сюда же относились начавшие постепенно проникать в русский иконописный канон приемы и стилистика все более обмирщающейся западноевропейской живописи.
Священный Собор 1654 года с участием Боярской думы и Государя Алексея Михайловича принял и одобрил масштабную программу патриарха Никона. Церковные обряды, книги и иконописный канон были приведены к единому унифицированному с греческой традицией стандарту. Отныне все печатные церковные книги и распространяемые рукописи подлежали строгой цензуре.
Значительная часть клириков и простого православного люда не могли смириться с этими нововведениями, воспринимая их как прямое оскорбление и глумление над верой отцов. Дело в том, что к моменту реформ Греческая православная церковь вот уже лет как двести лет влачила жалкое, унизительное существование под властью покоривших Византию и взявших Константинополь османов. Греческая церковь вообще могла бы кануть в Лету, если бы не постоянная и щедрая финансовая поддержка со стороны Русского Царства.
К этому времени в русской элите и народе крепко укоренилась идея Москвы как Третьего Рима. Первые два — Рим и Константинополь — поплатились грехи. И теперь именно Москва являлась Третьим Римом, новой столицей мира, из которой теперь исходит свет истинной веры.
Интересно, почти 300 лет назад на Руси уже проводилась Церковная реформа. Вслед за Константинополем Русь переходила со Студийского богослужебного устава на Иерусалимский типикон.
И отличия между ними были куда большими и глубокими, чем те, которые теперь предложил Никон. Но тогда обошлось, поскольку никто не помышлял переход на служение по греческому образцу постыдным. Поскольку Константинополь в то время хоть и был обложен врагами со всех сторон, но все-таки сохранял ещё свою государственность, силу и славу.
В любом случае, реформа Никона не нашла всенародной поддержки. Тем более что полемика в те времена велась подчас весьма в жесткой манере. Никонианцы силой вламывались в терема и жилища столичных, посадских купцов, дворян и бояр, отнимали еретические иконы неправильного письма и сжигали их.
Так, один из активно возражавших Никону на Соборе 1654 года коломенский епископ Павел был побит, не канонически лишен сана и сослан в глухой угол, где вскоре сошёл с ума и умер. Возникший практически сразу раскол, далее только углублялся и набирал силу. Русская церковь раскололась на “никонианцев” и “старообрядцев”.
Тогда ещё было просто невозможно предвидеть, что последующие нестроения (крупные бунты, мятежи, народные выступления, включая две русские «революции») будут в значительной мере опираться на старообрядческих последователей мятежного протопопа Аввакума.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Реформ в церкви было много, запомнилась только реформа Никона. Она была просто, необходима. До того как на Руси стали выпускать напечатанную библию, её переписывали в ручную. И в каждой дьяк переписчик вписывал свои соображения. Когда то наш город был пограничной окраиной и к нам бежали всякий народ, который жил по переписанной библии. Вокруг города и сейчас каждый посёлок староверческий скит, живущий по своим законам. В Михаило архангельском соборе нашего города целая куча таких библий и все имеют разное содержание.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]