Сибирские лыжные батальоны наводили ужас на фашистов. Впервые лыжные батальоны, укомплектованные сибиряками, были переброшены под Москву в конце октября 1941 года. Тогда оборона Москвы буквально висела на волоске. Немцы подошли буквально в окраинам Москвы, в хорошую погоду они видели Кремль в бинокли.
Лыжные батальоны были брошены в самое пекло – на Калининское направление. С боями, ночевками в заснеженных лесах, в 30-градусный мороз, с ночными атаками они прошли своим ходом (на лыжах) по маршруту: Клин – Калинин - Кувшиново – Селище – Селижарово – Пено – Охват – Андреаполь – Торопец – Старая Торопа – Кресты – Велиж (Московская, Калининская и Смоленская области). А это, если соединить указанные пункты прямыми линиями на карте, - около 500 километров. То есть в реальности - многократно больше.
Только сейчас можно оценить беспримерное мужество и стойкость сибирских лыжников 20-25 лет от роду, о боевых делах которых почти ничего неизвестно. Вооружение лыжников составляло легкое стрелковое оружие ближнего боя – автоматы ППШ, пистолеты ТТ и ножи. На батальон приходилось несколько ручных пулеметов. Все, включая боеприпасы и продовольствие, надо было нести на себе. Лыжники шли в отрыве от основных сил. В их задачу входило – обойти противника с тыла, блокировать пути отхода, перерезать пути снабжения, завязать бой до подхода основных сил, преследовать при отступлении, заниматься разведкой. Порой задачи были весьма конкретными – не дать немцам вывезти склады с продовольствием и прочими запасами – снабжение ударной армии отставало от темпов наступления, да и в стране с ним было напряженно.
Лыжники успешно уничтожали отборные части СС, которых срочно перебрасывали под Москву из далекой Франции. Они наводили панику среди немцев внезапным появление в их тылах. Для борьбы с ними немцы бросали лучшие части, не жалели ни авиации, ни артиллерии. Далеко позади оставались увязшие в глубоком снегу пехота, артиллерия и даже танки. Один из местных жителей вспоминал, что немцы ненавидели лыжников до такой степени, что когда один из батальонов вышел на немецкие пулеметы и был практически полностью уничтожен, то они даже убитых лыжбатовцев вешали.
Прицельная дальность стрельбы автомата ППШ - не более 200 метров. И потому надо было незаметно подойти к противнику на максимально близкое расстояние, чтобы «уравновесить» немецкие пулеметы и перейти практически к рукопашной схватке. Зачастую для этих целей использовалась ночь. Помогала сибирская охотничья смекалка. Развивалось тактическое мышление. Лыжники вольно или невольно следовали заповедям непобедимого русского полководца Александра Васильевича Суворова – глазомер (умение правильно оценить складывающуюся боевую ситуацию), быстрота (внезапным появлением ошеломить противника) и натиск (действовать без малейшего промедления, решительно и беспощадно). Не всегда получалось удачно. Тяжелые (иногда двухсуточные) переходы по глубокому – до полутора метров снегу в густом лесу при скудном питании до предела выматывали силы, притупляли внимание. Тяжелое ранение в зимнем бою почти всегда означало безымянную смерть. Похоронные команды даже не пытались раздирать залитое кровью и замерзшее обмундирование, чтобы отыскать документы. А иногда и похоронных команд не было…
Если вслед за пехотой и другими войсками шли полевые кухни с горячим питанием и их хотя бы изредка кормили, то лыжникам приходилось грызть мерзлые продукты – костры не всегда можно было разводить по условиям маскировки, а иногда и вообще приходилось обходиться без питания. Лишь изредка удавалось отогреться в уцелевших избах - обычно после немцев оставались лишь печные трубы.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.