Мультиверсум: Теория множественности вселенных и её следствия
Есть мнение, что существует бесконечное множество вселенных, — или вариантов вселенной, не суть, — и из этого каким-то образом следует, что «Новая Хронология» Фоменко истинна, что история мира короче на 1000 лет, и что существовала Великая Тартария, павшая жертвой мирового заговора историков, организованного в XVI веке Римским Папой и Скалигером. Это какое-то новое мнение, с ним я знаком слабо, и не могу ответить на вопрос, что это должен быть за мультиверсум, чтобы из его существования последовали такие глупости. Но могу утверждать, что в норме из множественности миров чего-либо настолько абсурдного вытекать не должно.
...Взять хотя бы концепцию мультивселенной из космологии «Великого колеса» сеттинга Planescape... Хотя, нет. Она слишком сложна для понимания. Проще объяснить многомировую интерпретацию квантовой механики, в рамках которой живо-мёртвый кот Шрёдингера внезапно обретает бессмертие.
Во-первых, об интерпретациях. Квантовая Механика даёт аппарат корректно описывающий процессы микромира, неуязвимая правильность которого давно проверена экспериментально, доказана и не вызывает каких-либо сомнений. Однако описать фантасмагорические законы микромира и понять их — не одно и то же. Хоть как-то понять, ибо представить микромир — нельзя.
Примером может служить всё тот же полуживомёртвый кот, родившийся в дискуссиях между сторонниками Эйнштейна и Бора. Как именно родившийся и какую роль игравший — история отдельная и интересная. Суть же конфликта в том, что между наблюдениями узнать состояние частицы нельзя. Эйнштейн понимал ситуацию так, что частицу мы просто не видим, состояние её не знаем, что не мешает ей некое вполне определённое состояние иметь: кот в закрытом ящике или жив, или мёртв. Бор же утверждал, что частица одновременно находится во всех возможных состояниях (с разной вероятностью). То есть, что кот и жив, и мёртв одновременно…
Это и есть пример различных интерпретаций квантовой механики. По ряду — объективных — причин эйнштейновская интерпретация была отвергнута, боровская же — «копенгагенская» — ныне является основной, рабочей. Но не единственной. Распространение имеют четыре различных понимания квантово-механических эффектов. Причём, по числу сторонников почётное третье место занимает многомировая интерпретация.
Если коротко, то согласно копенгагенской интерпретации частица существует во вселенной потенциально, — сразу во множестве состояний, одно из которых случайным образом реализуется при взаимодействии (наблюдении). Согласно же многомировой интерпретации частица существует сразу во всех состояниях реально, но в разных вселенных. При наблюдении же выбирается вселенная. Это называется суперпозицией альтернативных историй… Что, конечно, пугает. Даже одна альтернативная история, уже перебор, а тут суперпозиция.
...Но по сути всё просто. Открывая ящик, наблюдатель узнаёт, жив или мёртв кот во вселенной наблюдателя. Если жив, значит, в альтернативной вселенной коту не повезло… И тут-то вылезает интересное следствие, именуемое «квантовым бессмертием». Сознание не может отразить собственный распад, и если посмотреть на ситуацию с точки зрения кота, он будет сознавать только благоприятное развитие событий. С собственной точки зрения, при каждой попытке его уничтожить, он будет оказываться во вселенной, где эта попытка провалилась.
...Как отмечалась выше, многомировая интерпретация не влияет на решения уравнений и не даёт предсказаний, отличных от предсказаний квантовой механики в любой другой интерпретации. Что делает её непроверяемой. Ну, правда. Ведь каждый из наблюдателей может отметить, что ни разу ещё не умер — везло… Однако, это касается и прочих интерпретаций. Низкая популярность многомировой интерпретации является следствием её избыточной сложности.
Вообще же, концепция множественности вселенных достаточно распространена и, например, в космологии. Чёрные дыры, как ворота в иные универсумы, — это красиво. Параллельные миры, реализующие все возможные комбинации количества измерений и величин констант. Это, как бы, снимает вопрос, почему мировые константы именно таковы… Тем не менее, подходить ко всему этому необходимо с пониманием того обстоятельства, что ни одно событие во вселенной не может иметь причин вне её. Причина предшествует следствию во времени, а время — измерение конкретной вселенной.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Тем не менее, подходить ко всему этому необходимо с пониманием того обстоятельства, что ни одно событие во вселенной не может иметь причин вне её.
Но, тем не менее, всё же имеет причину вне её.)
"Величие Господа, проявляющееся в трансцендентном мире, на который приходится три четверти Его энергии, описано в Уттара-кханде «Падма-пураны». Там говорится, что число планет духовного неба, составляющего три четверти внутренней энергии Господа, во много раз превосходит общее число планет во всех вселенных, принадлежащих к внешней энергией Господа. В «Чайтанья-чаритамрите» вселенные, образованные внешней энергией Господа, сравнивают с мешком горчичных семян, а каждую вселенную — с одним горчичным семенем. Мы не можем сосчитать планеты всего одной вселенной, так что нам трудно даже представить себе суммарное число планет во всех вселенных, которых так же много, как горчичных семян в мешке. Между тем в духовном небе планет по крайней мере в три раза больше, чем в материальном." (с)
" В «Брахма-самхите» (5.48) сказано: «Маха-Вишну, с каждым вдохом которого в Его тело входит бесчисленное множество вселенных, чтобы снова выйти из него с выдохом, является полным проявлением Кришны. Поэтому я поклоняюсь Говинде, Кришне, причине всех причин» (с)
"В «Брахма-самхите» 5.47-48 говорится, что все материальное творение с его бесчисленными вселенными появляется на свет и исчезает вместе с дыханием Маха- Вишну, погруженного в йога-нидру, мистический сон. «Говинда, изначальная Верховная Личность Бога [Господь Кришна], погруженный в вечный сон, возлежит на водах Причинного океана, чтобы творить во сне бесчисленные вселенные. Он возлежит на этих водах, покоясь на Своей внутренней энергии, и я поклоняюсь Ему — изначальному Верховному Господу. С Его выдохом на свет появляются бесчисленные вселенные, а Его вдох несет гибель всем повелителям вселенных. Эту полную часть Верховного Господа называют Маха- Вишну, и Он представляет Собой экспансию экспансии Господа Кришны. Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу». (с)
Рассуждая про кота Шрёдингера можно прийти к выводу, что каждая Вселенная это одна из клеток этого кота... А так как клетки тоже имеют тенденцию рождаться и умирать, то вот вам и жизненный цикл... И паралельные Вселенные это другие клетки кота.... Вся проблема в размере "клеток" и самого кота...
Бор же утверждал, что частица одновременно находится во всех возможных состояниях (с разной вероятностью). То есть, что кот и жив, и мёртв одновременно… Вот тут и таится главная ошибка Бора. Он приравнивает кота к частице. А кот - это совсем не частица, это субъект, обладающий душой. И потому имеющий возможность своим взнлядом на Вселенную изменять реальность в лучшую для себя сторону. Зато частица душой не обладает и воздействовать на Вселенную не может. В этой ситуации проявляется тот прискорбный факт, отмечаемый многими учеными, что наши законы физики, изучаемые в школах и вузах, не содержат в себе духовную сставляющую. И потому они оказываются не полными и не могут дать адекватную картину.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]