«Может ли советский человек свободно выбирать профессию и место работы?»
— Да, может. Это отнюдь не пустая декларация, как кое-кто пытается представить на Западе.
Возражения, якобы опровергающие саму возможность свободного выбора профессии, сводятся к двум категориям аргументов.
Первая: куда и как вы собираетесь пристраивать всех желающих стать
журналистами, актерами, геологами, а еще того пуще прима-балеринами или
космонавтами? И вторая с «патентом» глубокой древности: только сын
банкира может быть банкиром, сыну фермера суждено быть фермером.
Советская
действительность давно уже опровергла подобные концепции наследования
способностей и призвания. Когда дочь уборщицы становится нейрохирургом, а
сын крестьянки физиком-атомщиком, мы не видим в том ничего необычного.
Такие случаи не единичны, не редкость, а обычное, нормальное бытие.
Сотни, тысячи ныне известных советских ученых, государственных деятелей,
писателей и артистов начинали свой жизненный путь со школы
фабрично-заводского обучения, с занятий в научно-техническом,
литературном или театральном кружке. Нет ни к чему не способных людей,
как и нет бесталанных народов вообще. И труд мастера своего дела у
станка, на ферме или в поле так же ценится в нашей стране, как и любой
другой. Важно, чтобы это дело было человеку по душе и приносило пользу
обществу.
Выбрать дело по душе, по склонностям, способностям и
призванию — вот что непросто. Заканчивая общеобразовательную школу,
далеко не каждый юноша или девушка твердо знает, какой избрать им
дальнейший жизненный путь. Пойти ли сразу учеником на завод, на ферму, в
полевую бригаду и быстрее обрести экономическую независимость, вносить
свою лепту в семейный бюджет? На заводах для выпускников школы
резервируются рабочие места, их всегда готовы взять сельскохозяйственные
артели, строительные организации. Можно выбрать любую из 1200 массовых
рабочих профессий, специалистов по которым готовят в широкой сети
профессионально-технического образования, стать квалифицированным
рабочим после окончания технического училища.
Вся система
общего и специального образования построена так, что в ней нет каких-то
тупиковых или привилегированных учебных заведений. Путь от школ до
университетов открыт для каждого гражданина страны. Единственный барьер,
который нужно преодолеть— конкурс знаний, способностей. Можно сочетать
учебу в институте с работой на производстве. В стране организована сеть
вечерних и заочных учебных заведений. А рабочим с производственным
стажем предоставляются льготы при поступлении и на очные факультеты
институтов. Филиалы вечерних и заочных институтов есть при многих
крупных предприятиях. Заводы, фабрики, сельскохозяйственные артели имеют
право направлять в вузы своих работников и сами платят им стипендию,
превышающую по размерам государственную.
Переизбытка юристов,
геологов, инженеров, специалистов любых профессий, в которых есть
общественная потребность, в стране нет и не предвидится. Народное
хозяйство и все сферы общественно полезной человеческой деятельности
развиваются без спадов и кризисов. И потому выбрать для себя занятие по
склонности, место работы по специальности, если это занятие и работа
нужны обществу, не составляет особой проблемы. Не каждый желающий может
стать актером или космонавтом, что в общем-то естественно. С этим можно
примириться. Главное — каждому предоставляются равные возможности выбора
профессии и работы.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Можно добавить, что каждый начальник участка или маленького производства, имел надзирателя - парторга. Парторг следил не только за начальником, но и за понимающими работягами. Сильно понятливых, без суда из следствия, прятали в желтые дома, где заставляли лечиться от понятливости. Многие интеллектуальные и понимающие люди спивались, от без исходности, от принуждения к молчанию.
Понятливые в чём? Поступила в институт легко, окончила с красным дипломом, проработала 37 лет инженером с удовольствием, ушла на пенсию по желанию. Никто в моём окружении, а это в основном люди с высшим образованием, активные по жизни, в психушку и вытрезвитель не попадал. Вобщем я с Вами не согласна!!!
У меня, в отличие от Валентина, подобных наблюдений не было. Все вокруг были понятливыми и трудились, где им хотелось по тем или иным причинам. У меня отец электрик, столько всего напридумывал - столько этих грамот было за рационализаторские предложения, да еще дома чинил всем радиоприемники, телики, позже и первые компы. Мне не понравилось учится в крутом нашем институте связи. Не люблю технарство, а там даже на экономике надо было знать РС РВ и МКС. Ушла, поработала на швейной фабрике, потом декрет, потом педагогическое училище, потом пед институт, а потом уже второе опять экономическое, там уже должность была соответствующей. С детьми пошла и няней работать, потом там же воспитателем, потом настал рынок, пошла в торговлю. Но до торговли как раз был СССР, так что, и людей видела, и их отношение. Всякие есть, как и сейчас. Но шпионов КГБ ни одного не встречала, не слышала о них.
Угу, угу. Я разок был в гостях у второго секретаря партии, той самой коммунистической по названию, неважно какого, чтобы наводок не было. Четырехэтажный дворец, высота потолка 4.5 метра, золотое тиснение, музейные украшения.
Весь мир насилья мы разрушим до основанья а затем По королевски жить мы станем Кто был дерьмом, тот станет всем!
Про материальный уровень избранных, тоже могу сказать. Сегодня сильно обсуждается Хабаровский край. Так вот, на некотором расстоянии от Биробиджана, был колхоз. Туда постоянно привозили народ из города (на посевную, на прополку, на уборочную). Сами колхозники особо не трудились и, раз в год, получали тринадцать зарплату. На эту зарплату , была возможность покупать "Волгу'. Вот такое было " равноправие" в доходах и в труде.