Взгляните на глобус, и вы убедитесь — не менее 70% поверхности нашей планеты покрывают воды Мирового океана. Учёные
недаром часто сравнивают его с космосом. Глубины океана таят множество
угроз для людей, в том числе и зловещих рукотворных сюрпризов, которые
до поры до времени никак не напоминают о себе. Однако эти
мины замедленного действия, даже если и не взорвутся, всё равно рано
или поздно окажут пагубное воздействие на среду обитания человечества. К
подобным «сюрпризам» в первую очередь относятся ядерные объекты,
оказавшиеся на дне океана.
Подводное кладбище Смертельно
опасных объектов на дне океана скопилось уже немало. Все они имеют общее
происхождение: как правило, эти «сюрпризы» оставлены человечеству
военно-морскими флотами великих ядерных держав — СССР и США, чьи атомные
подводные лодки (АПЛ) не единожды терпели катастрофы и аварии. Счёт
открыла американская АПЛ «Трешер», погибшая 10 апреля 1963 года в ходе
испытательного погружения в Атлантике. Ядерного оружия в момент гибели
лодка не несла, но её атомный реактор по сей день покоится на дне океана
под 2500-метровой толщей воды.
Через 5 лет судьбу «Трешера»
разделила другая американская лодка «Скорпион». 21 мая 1968 года она
последний раз вышла на связь из района Азорских островов. В её
раздавленном океаном корпусе на трёхкилометровой глубине остался атомный
реактор и две торпеды, снаряжённые ядерными боеголовками.
В
1963 году на одной из первых советских АПЛ К-27 были установлены опытные
атомные реакторы с жидкометаллическим теплоносителем. В мае 1968 года
К-27 вышла в море для проверки работы реакторов на максимальной
мощности. В походе произошла авария одного из двух реакторов, связанная с
разрывом его первого контура и выходом в отсеки корабля значительного
количества чрезвычайно радиоактивного металлического расплава. Получив
огромные дозы облучения, погибли 9 подводников, практически все
остальные члены экипажа были поражены лучевой болезнью. За лодкой
закрепилась зловещая кличка «Нагасаки» («Хиросимой» ранее уже назвали
АПЛ К-19, на которой 4 июля 1961 года произошла первая в мире
радиационная авария в океане).
После аварии К-27 была настолько
радиоактивна, что ремонтировать её было невозможно. Ни флот, ни
промышленность не знали, как к ней подступиться. И тогда вопрос был
решён радикально и просто: в сентябре 1982 года К-27 отбуксировали в
Карское море и затопили у северо-восточного побережья Новой Земли.
Подлодки и не только Первым
в мире атомным надводным судном стал советский ледокол «Ленин».
Построенный на «Адмиралтейских верфях» в Ленинграде, он вошёл в строй в
1960 году и успел немало потрудиться в Северном ледовитом океане, прежде
чем в 1967 году на нём произошла серьёзная авария реакторной установки.
В ходе ремонта ледокола реакторный отсек полностью заменили новым, а
аварийный с двумя реакторами и невыработанным ядерным горючим, не
мудрствуя лукаво, затопили у восточного побережья Новой Земли. В
советское время эти воды превратились буквально в кладбище отработавших
атомных реакторов АПЛ, что «удачно» дополняет размещённый на островах
ядерный полигон.
После гибели при невыясненных обстоятельствах в
марте 1968 года советской дизель-электрической подводной лодки К-129,
несмотря на то что ее носовая часть была поднята американцами с глубины
5600 м, в водах Тихого океана остались три баллистические ракеты с
ядерными боеголовками.
В 1970 году в районе Бискайского залива
погибла советская АПЛ К-8. О наличии на её борту атомного оружия
сведений нет, но два атомных реактора точно лежат вместе с лодкой на дне
океана. В октябре 1986 года в 600 милях от Бермудских островов погибла
советская АПЛ К-219. Она была вооружена 16 баллистическими ракетами с
ядерными боеголовками. Одна из ракет в результате ошибки, допущенной
экипажем, была разрушена в шахте, что и стало причиной катастрофы. Так
«подводный ядерный арсенал» пополнился двумя атомными реакторами и 16
ядерными боеголовками мощностью в 1 мегатонну каждая. Поскольку авария
происходила в относительной близости от берегов США, тогдашнему главе
нашей державы Горбачёву пришлось лично в срочном порядке связаться с
президентом Рейганом и заверить его, что нового «Чернобыля» не случится.
Несчастный «Комсомолец» Завершает этот скорбный реестр
глубоководная российская АПЛ проекта 685 К-278 «Комсомолец». Она погибла
в результате пожара 7 апреля 1989 года в Норвежском море, унеся на
глубину 1600 м атомный реактор и две торпеды с ядерными боеголовками.
После этой катастрофы впервые были проведены серьёзные (и дорогостоящие)
мероприятия с целью если не исключить, то хотя бы минимизировать
влияние произошедшего на окружающую среду. Мониторинг обстановки и
герметизация (насколько это возможно) разрушенного корпуса АПЛ
выполнялись в 1994—98 годах.
На места разлома прочного корпуса, а
также на наружные отверстия торпедных аппаратов были установлены
титановые заглушки, а вдоль бортов были развёрнуты многослойные
пластыри, плотно обтянувшие борта, для чего снизу к ним были закреплены
тяжёлые грузы. Внутрь изолированного объема заложили более 100 пакетов с
химикалиями, способными уничтожать микроорганизмы, выносящие из лодки
радионуклиды.
Для абсорбции из воды частиц плутония в носовой
части корабля разместили молекулярные сита. Насколько эффективны
выполненные работы и сколь долговечны их результаты, покажет время.
Дорогие пропажи Свою,
и немалую, лепту в превращение мирового океана в ядерную свалку внесла и
авиация. Атомные и водородные бомбы прямо-таки сыпались в воду в
результате аварий, ошибок и просто разгильдяйства. Так, в декабре 1965
года на палубе американского авианосца «Тикондерога», возвращавшегося из
Вьетнама в Японию, не был, как положено, закреплён штурмовик
«Скайхоук». Неожиданно он скатился с палубы и ушёл под воду, унеся на
глубину 5 км и пилота, и имеющуюся на его борту ядерную бомбу мощностью в
1 мегатонну. Инцидент был засекречен и всплыл лишь в 1981 году, став
свидетельством того, что в ходе войны во Вьетнаме США держали ядерное
оружие наготове. А ещё раньше, в феврале 1958 года, стратегический
бомбардировщик США В-47 после столкновения с истребителем, опасаясь
детонации заряда, сбросил ядерную бомбу в воды Атлантики у побережья
штата Джорджия. Несмотря на небольшую глубину в месте падения бомбы,
найти её не удалось.
И это не единственные подобные случаи.
Освобождались в аварийных ситуациях от ядерных бомб, навсегда теряя их,
американские бомбардировщики В-36 и В-52. Одна из них в 1968 году упала
на лёд вблизи авиабазы в Гренландии. От удара оболочка бомбы была
разрушена, произошёл выброс радиоактивных веществ. А еще одна бомба,
проломив лёд, ушла на дно океана, где и покоится поныне.
Весной
1976 года радары Японии зафиксировали аварию советского стратегического
бомбардировщика, носителя ядерного оружия Ту-95, рухнувшего в Охотское
море. Об этом были поставлены в известность американские союзники,
которым, естественно, очень захотелось покопаться в механизме советских
бомб. С этой целью была проведена операция «Голубое солнце», в ходе
которой была использована диверсионная ПЛ «Грейбэк» с боевыми пловцами
на борту. Совершенно беспрепятственно (к удивлению самих американцев)
проникнув в советские территориальные воды, «Грейбэк» нашла погибший
самолёт, после чего боевые пловцы перетащили в ПЛ две ядерные бомбы.
Сколько ещё бомб осталось на дне Охотского моря, с учётом того, что
бомбовая нагрузка Ту-95 составляет 12 тонн, неизвестно.
17 января
1966 года американский стратегический бомбардировщик В-52, выполнявший
круглосуточное патрулирование с ядерным оружием на борту, должен был
произвести дозаправку в воздухе с самолета-заправщика КС-135 над
Средиземным морем неподалеку от испанского курортного городка Паломарес.
Внезапно загорелся и тут же взорвался один из восьми двигателей
бомбардировщика. Пламя перекинулось на самолет-заправщик. Командир
бомбардировщика принял решение выполнить аварийный сброс ядерного оружия
на парашютах. Ещё через мгновение самолёт взорвался. На землю
посыпались пылающие обломки обеих машин, оказавшиеся разбросанными на
площади в 39 квадратных километров. Погибли 7 лётчиков.
Через 18
часов после катастрофы в окрестностях Паломареса были найдены три
ядерные бомбы, причём корпус одной из них раскололся. Мощность каждой
бомбы составляла 16 мегатонн, то есть разрушительная сила любой из них в
1250 раз превышала бомбу, погубившую Хиросиму. Если хотя бы одна из них
взорвалась, мгновенно было бы уничтожено абсолютно все живое в радиусе
минимум 15 км от эпицентра. Но была ещё четвёртая бомба, скрывшаяся в
водах Средиземного моря. Поиски её, осуществляемые силами ВМС и ВВС США,
стали едва ли не самой дорогостоящей спасательной операцией. Она
проводилась с 17 января по 6 апреля 1966 года. Были задействованы 18
кораблей, множество вертолётов и самолётов, использованы уникальные
автоматические и пилотируемые глубоководные аппараты. Поиски завершились
находкой бомбы и подъёмом её из глубины. Операция, в которой
участвовало 3800 человек, обошлась американским налогоплательщикам в 80
миллионов долларов.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.