Мидзару, Кикадзару, Ивадзару: Почему три японских обезьяны стали символом женской мудрости
В известном синтоистском святилище Никко Тосё-гу в японском городе Никко
находится произведение искусства, известное во всем мире. Резное панно с
изображением трех мудрых обезьян расположено над дверью этого храма с
XVII века. Сделанная скульптором Хидари Дзингоро резьба представляет
собой иллюстрацию известной фразы «Ничего не вижу, ничего не слышу,
ничего не скажу».
Считается, что эта пословица
пришла в Японию из Китая в VIII веке, как часть Тэндай-буддийской
философии. Она представляет собой три догмы, которые символизируют
житейскую мудрость. Резная панель с обезьянами - только одна маленькая
часть большой серии панелей в святыне Тосё-гу.
Всего существует 8
панелей, которые представляют собой «Кодекс поведения», разработанный
известным китайским философом Конфуцием. В сборнике изречений философа
«Лунь юй» («Аналекты Конфуция») встречается подобная фраза. Только в
редакции, датируемой примерно II – IV веками нашей эры, она звучала
немного по-другому: «Не смотри на то, что противоречит
благопристойности; не слушай того, что противоречит благопристойности;
не говори того, что противоречит благопристойности; не делай того, что
противоречит благопристойности». Вполне возможно, что это оригинальная
фраза, которая была сокращена после того, как она появилась в Японии.
Обезьяны
широко известны как «не вижу, не слышу, не говорю», но на самом деле, у
них есть свои имена. Обезьяну, которая закрывает себе уши, зовут
Кикадзару, которая закрыла себе рот, - Ивадзару, а Мидзару закрывает
глаза.
Имена, вероятно, являются игрой слов, поскольку они все
заканчиваются на «дзару», что на японском языке обозначает обезьяну.
Второе значение этого слова - «уходить», то есть каждое слово можно
интерпретировать как фразу, направленную на зло.
Вместе эта
композиция на японском языке называется «Самбики-Сару», т. е. «Три
мистические обезьяны». Иногда же к известному трио добавляют четвертую
обезьяну по имени Сидзару, которая представляет принцип «не совершать
никакого зла». Стоит отметить, что согласно общепринятого мнения,
Сидзару добавили гораздо позже в сувенирной индустрии, только для
коммерческих целей.
Обезьяны представляют собой подход к жизни в
религиях синто и косин. Историки считают , что символу трех обезьян
приблизительно 500 лет, однако, некоторые утверждают, что подобная
символика была распространена в Азии буддистскими монахами, возникнув в
древней индуистской традиции. Фотографии обезьян можно увидеть на
древних свитках косин, в то время святилище Тосё-гу, где расположено
знаменитое панно, было возведено, как священное здание для верующих
синто.
Вопреки распространенному мнению о том, что три обезьяны
возникли в Китае, скульптуры и картины «не вижу зла, не слышу зла, не
говорю зла» вряд ли найти в любой другой стране, кроме Японии. Самый
старый памятник косин, на котором фигурировали обезьяны, был построен в
1559 году, но на нем есть только одна обезьяна, а не три.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.