Мегапроекты Советского Союза: плотина через Берингов пролив
Идея на 24 млрд рублей
Вечная мерзлота и экстремально низкие
температуры всегда были большой проблемой нашей страны. В Восточной
Сибири и на Дальнем Востоке дорого и не совсем комфортно жить – люди во
все времена с неохотой туда переселялись.
В то же время
сохранение территориальной целостности страны при низкой плотности
населения становится большой проблемой. Для контроля ситуации на
северо-востоке СССР и России всегда требовались большие ресурсы.
Сейчас
проблема низких температур в гигантском регионе страны постепенно
решается глобальным потеплением. Со временем увеличивается
продолжительность навигации на Северном морском пути, зимы становятся
мягче, а лето – продолжительнее.
Но в 60-х годах прошлого столетия до этого было еще очень далеко и отдельные энтузиасты готовы были действовать здесь и сейчас.
Одним
из самых ярких преобразователей природы в Советском Союзе был инженер
Петр Михайлович Борисов, предложивший в конце 50-х годов проект дамбы
через Берингов пролив.
В Комитете по делам изобретений и
открытий при Совете Министров СССР эта идея была зарегистрирована в 1957
году под наименованием «Коренное улучшение климата полярных и умеренных
широт земного шара».
В 1970 году для популяризации проекта была
издана книжка «Может ли человек изменить климат», получившая все
необходимые одобрения Академии наук СССР. В научно-популярном издании
приводятся теоретические обоснования для постройки мегасооружения в
узкой части Берингова пролива.
Вся логика проекта строится
вокруг простого тезиса – сначала напугать, а потом предложить спасение.
Напугать читателей Борисов вместе с академиками решил скорым
наступлением нового ледникового периода, который должен был фактически
парализовать большую часть СССР к 80–90-м годам прошлого столетия.
Вечная мерзлота должна была добраться как минимум до Урала. Сейчас в век
панической борьбы с глобальным потеплением идеи советских ученых
кажутся по-особенному наивными.
Немного о том, с чем решил бороться Петр Борисов.
А
это ни много ни мало холодные массы воды, останавливающие Гольфстрим
сразу за Скандинавией. Вода приходит из Тихого океана как раз через
Берингов пролив и заметно охлаждает российскую Восточную Сибирь и
Дальний Восток. Именно поэтому логично перекрыть пролив в самой узкой
74-километровой части на глубину 50–60 метров и тем самым блокировать
перенос холодной воды в Арктику.
Но и это еще не все.
В
планах была система перекачивания холодной воды из северного бьефа к
южному с помощью мощных насосов плотины. Перекачка воды из Чукотского в
Берингово море требовала, по самым скромным подсчетам, не менее 25 млн
киловатт энергии ежегодно.
Для сравнения: Красноярская ГЭС в то
время выдавала 6 млн киловатт, Братская ГЭС – 4 млн, а Нижнеленская ГЭС –
20 млн. Правда, последняя гидроэлектростанция, расположенная у истоков
Лены, так и осталась в проекте – для электроэнергии не нашлось достойных
потребителей.
Важным пунктом советского мегапроекта была тесная
кооперация с Соединенными Штатами и Канадой – все-таки тепловая
мелиорация Арктики должна была улучшить климат и в этих странах.
Петр
Борисов предлагал разделить затраты и отрядить СССР не более 40 % от
объемов финансирования, то есть около 8–10 млрд рублей.
Помимо самой плотины, автор проекта запланировал массу инфраструктурных проектов.
На
восточном и западном берегах пролива должны были появиться два города
на 50 тыс. жителей каждый, два порта и каскад АЭС для питания тех самых
насосов.
Как вариант, рассматривали постройку нескольких ТЭС,
работающих на местном угле. В случае успешной реализации последней идеи,
регион ждал настоящий апокалипсис – смогом от десятков
теплоэлектростанций заволокло бы небо на десятилетия. И, конечно же, в
плотине предусматривались двухпутная железная дорога и автострада,
соединяющая Евразию и Северную Америку.
Поперечный разрез плотины. Эскиз из книги «Может ли человек изменить климат»
Отдельно стоит остановиться на конструкции самой плотины.
Перекачка
воды от северного бьефа к южному неизбежно привела бы к скоплению
пакового арктического льда толщиной от 5 до 10 метров, который со
временем просто бы снес многомиллиардное строение. Для этого автором
предусматривались обтекатели на верхней части плотины, по которой массы
льда просто перекатывались к южному бьефу.
А как же железная дорога и автострада, о которых шла речь?
Борисов
считал, что лед в конце концов должен закончиться, и вот тогда
обтекаемую часть плотины можно будет перестроить под транспортные
артерии.
Планета, которой повезло
Для понимания
ситуации, в которой развивались подобные идеи кардинального изменения
природы, стоит осознавать, в какой реальности жили люди того времени.
Наука
и технологии правили миром – человек полетел в космос, обуздана ядерная
энергия, мощные ГЭС перекрывают русла гигантских рек. У современников
научно-технической революции создалось отчетливое ощущение, что отныне
все можно и силы природы в кармане у человека.
В подтверждение этого тезиса в своей книге автор приводит слова российского океанографа Степана Макарова:
«Говорят, что непоборимы торосы Ледовитого океана. Это ошибка: торосы поборимы, непоборимо лишь людское суеверие».
Поэтому проект Петра Борисова при удачном стечении обстоятельств мог быть реализован, пусть и ценой беспрецедентных затрат.
К чему бы это привело?
Здесь можно говорить только о вероятном сценарии развития событий, но он совсем не радужный.
Сначала рассмотрим мнение самого Петра Борисова, который предполагал возврат климата Арктики на 1,5 млн лет назад.
Цитата из книги инженера:
«Тундра
у побережья Арктического бассейна исчезнет – останется только узкая
оторочка у Гренландского ледникового щита. На её месте расселятся леса:
хвойные – ближе к Тихому океану, лиственные – ближе к Атлантическому.
Широколиственные породы проникнут на северо-запад Камчатки. Лиственные
леса займут и Восточную Сибирь, сменив хвойную тайгу. В Западную Сибирь,
до Тобольска и в смежные с ним южные области благодаря мягкому теплому
климату проникнут атлантические виды древесных пород, в том числе граб и
бук. Понизится аридность пустынь Центральной Азии. На территориях наших
среднеазиатских пустынь она понизится до такого уровня, что станет
возможным возрождение степей. Субтропические культуры можно будет
выращивать в Предчерноморье и в нижнем междуречье Дона и Волги.
Потеплеет и станет более стабильным климат Западной Европы».
В
прогнозах Борисова была еще и Сахара, которая должна была превратиться в
полупустыню. При этом первые климатические эффекты от дамбы случились
бы уже на 2–4 год после постройки.
Но, кроме апельсинов в российской средней полосе, дамба в Беринговом проливе несла с собой массу рисков.
Так и непонятно, почему ученые, рецензировавшие труд инженера, не указали автору на фундаментальные ошибки.
Например,
на то, что одновременно с тепловой мелиорацией Арктики, неизбежно
охладилась бы Япония, Полинезия и российское Приморье. Гольфстрим после
таких фокусов мог необратимо замереть на рубеже Северного Урала, и это
вызвало бы новый ледниковый период в Европе.
Температура упала
бы и в Арктике, льды приблизились к северному побережью СССР и заперли
дельты крупнейших рек страны. Половодье в таком варианте развития
событий затопило бы половину востока.
Но даже в случае продления
Гольфстрима в глубину Арктики, последствия для Советского Союза
оказались бы не самыми однозначными. Как результат, вечная мерзлота
повсеместно тает, гигантские переувлажненные территории превращаются в
болота, из которых миллионами тонн выходит связанный ранее метан.
Кстати, сейчас что-то подобное происходит с российским Крайним Севером и Дальним Востоком.
Как
оказалось, ответ на тезис, вынесенный в название книги «Может ли
человек изменить климат», оказался утвердительным. Только для этого
дамба Петра Борисова не понадобилась.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
1. И магазинчики дьюти фри по всей длине... Маниловщина чистой воды. 2. Сколько строили Крымский мост, космодром, Большой театр? Сколько своровали? 3. И потекут сокровища мои... Прям через мост. Мимо ГРОМАДНОГО памятника Луспекаева - таможенника.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]