.........7 июля роту направили на выполнение боевой задачи в район
приграничной железнодорожной станции Вяртсиля, где занимала оборону
168-я стрелковая дивизия. Здесь отличился личный состав взвода
лейтенанта И. З. Чирейкина, развернувший малозаметные электризуемые
заграждения. На них противник потерял более двух десятков
солдат. Но общая обстановка складывалась не в нашу пользу. Под натиском
превосходящих сил противника дивизия вынуждена была отойти к Ладожскому
озеру. Вместе с ней отступали с боями и наши саперы. Бойцы подорвали
свою электростанцию и действовали как стрелки. В этой тяжелой обстановке
взвод лейтенанта Чирейкина с двумя пулеметами в течение месяца
мужественно бился с врагом и вывел из строя около 200 солдат противника.
Об участии взвода в этих боях рассказала газета «На страже Родины». Там
писалось, что горстка военных электротехников четверо суток сдерживала
натиск вражеского батальона...
Тем временем второй и третий
взводы устанавливали водные электризуемые заграждения протяженностью 8
километров на реке Тохма - йоки. Затем рота была срочно переброшена на
Лужскую оборонительную позицию, где нам поручили установить
электризуемые заграждения на участке Жильцы — Толмачево — линии обороны
двух стрелковых дивизий. Мы применяли заграждения различных конструкций.
Стационарные (электризуемый проволочный забор) устанавливались на
кольях, деревьях, эскарпах. Подвижные заграждения (сетки П-5 шириной 4
метра с ячейками 25 на 25 сантиметров) размещались на флангах позиции и
хорошо зарекомендовали себя. В числе специальных были почвенные и водные
заграждения. В основном применялся «корытный» способ электризации
почвы: саперы отрывали ровик шириной не менее шага, дно и стенки
которого выстилались изоляционным материалом, затем ровик засыпался
землей и маскировался дерном. Под дерн укладывался оголенный кабель к
источнику электроэнергии. Солдаты противника, неминуемо ступавшие на
дерн, получали сильный удар током.
Так же действуют и водные электрозаграждения (в них только требуются меньшие потенциалы на электроде).
<...>
...Сентябрь
1941 года. В дни, когда решалась судьба Ленинграда, мы укрепляли
оборону 42-й армии. Берег Финского залива, Лигово, мясокомбинат,
Рыбацкое — здесь устанавливали заграждения электрики 30-й и 19-й рот.
Впервые питание заграждений осуществлялось от станции с низковольтными
генераторами. Агрегаты, установленные на двухосных прицепах, были укрыты
в убежищах в насыпи внутренней Окружной железной дороги. Полностью
установка заграждений была завершена в октябре. Лейтенанты Чирейкин,
Ипатов, воентехник Аутко, младший лейтенант Тевеленок изучали с новым
пополнением материальную часть, проводили тренировки расчетов,
поддерживали заграждения в полной боевой готовности.
<...>
В
декабре 1942 года, когда вновь заработала Ладожская ледовая трасса, мы
получили срочное задание — установить на льду Ладожского озера между
деревней Ганнибаловкой и маяком Бугровским электризуемые заграждения
протяженностью в 10 километров. Диверсионные группы врага не должны были
приблизиться к Дороге жизни. Работу поручили третьей роте 13-го
электробатальона, которым я командовал в то время.
Нам еще не
приходилось устанавливать заграждения на льду. Задача осложнялась тем,
что кабель должен был проходить по поверхности льда. Решено было для
безопасности эксплуатации установить две передвижные электростанции на
западном и восточном берегах озера. Это обеспечивало их надежное укрытие
и маскировку, исключало возможность затопления станций.
На
льду одного из водоемов провели испытания различных вариантов
заграждения. Остановились на комбинации спирали Бруно и сетки П-5.
Спираль Бруно изготовили сами. Трассу разбили на шесть участков.
Заградительная сетка подвешивалась на колышках, за ней была уложена
спираль Бруно, заземленная спущенными в озеро трубами.
<...>
В
июне сорок четвертого батальон получил приказ установить
электрозаграждения протяженностью 31 километр у переднего края обороны
частей 17-го укрепленного района — от Ладожского озера до устья реки
Вуоксы. Здесь мы снова разбили заграждения на участки, в нужных местах
оставили проходы. На каждый участок напряжение подавалось отдельно, и мы
простым переключением могли обеспечивать как непроходимую оборону, так и
простор для маневра наших стрелковых подразделений.
В этом
отношении электрозаграждения очень удобны, они заслужили признание
войсковых командиров. Но, в отличие от других видов инженерных
заграждений, электрические цепи требуют постоянного контроля, осмотров.
Бойцы электротехнических подразделений проявляли много мужества и
отваги, поддерживая заграждения в боевой готовности. При обходах мы
несли потери... =======================================================
Электрозаграждения Лужского рубежа
На
базе Ленэнерго создается специальная Энерголаборатория. Ей, кроме
других задач, была дана специальная задача(создание электропрепятствий),
которая согласовывалась с органами НКВД и Военным советом Северного
фронта. К активному участию в работе привлекли работников Высоковольтной
и Кабельной сетей, НИИ имени А.Ф. Иоффе. Интересная деталь: в
разработке мероприятий по созданию электропрепятствий самым активным
образом участвовала дочь академика Иоффе. Были утверждены два района
применения: на рубежах у реки Луги и у Красногвардейска. Старшему
инженеру Энерголаборатории Галине Емельяновне Бурцевой поручалось
разработать инструкцию по проектированию, приемке и эксплуатации
электропрепятствий. Аналгичную работу выполнял с группой работников Н.С.
Туманов. Они копали траншеи под кабель, снимали дерн, закидывали вниз
полосы натуральной резины, на них укладывали голый проводник и все это
закрывали дерном. Дерн заметно сох, и «полосы» можно было отличить на
местности. А уже за полосами располагались противотанковые рвы, вторую
стенку которых завесили смертоносной сеткой под напряжением. Задача,
которую должны были выполнить электрики и военные, по мнению начальника
инженерной службы, «попугать немцев, что бы они не так нахально
напирали». Кроме технической задачи по вводу электропрепятствий в
эксплуатацию, военные выполняли задания по захвату пленных. Это было
необходимо не только для уточнения мест дислокации немецких войск и
планов врага, а в первую очередь, чтобы узнать, каким сопротивлением
обладают сапоги немецких солдат с тем, чтобы выставить оптимальное
убойное напряжение. Использовать электропрепятствия на Лужском рубеже
достаточно эффективно не удалось из-за стремительного наступления
немцев. Враг продвигался так быстро, что армейские части не смогли
предупредить энергетиков о необходимости срочной эвакуации, и большая
группа попала в окружение. Судьба многих из них так и осталась
неизвестной. По указанию командования фронтом электрики переключились на
сооружение электропрепятствий у Красногвардейска. Здесь успели вовремя,
и эти сооружения сыграли свою роль. Когда немецкие части, переходя в
атаку, попали в полосу «шагового напряжения» и начали валиться с ног,
психологический эффект оказался столь сильным, что посеял панику в рядах
врага и ободрил наши измотанные части, находящиеся в обороне. Всего за
период с 1941 по 1944 гг. было введено в действие 8800
электрозаграждений. Они способствовали не только сдерживанию натиска
фашистских войск, но и демонстрировали высокую техническую мысль и
поднимали моральный дух нашей армии. Это был один из секретных видов
оружия, наряду со знаменитой «Катюшей», с которым столкнулась Германия
уже в первые месяцы войны. По-праву можно сказать, что
электрозаграждения были первым ответом врагу, объявившему на весь мир,
что Ленинград будет уничтожен.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.