Ложное чувство защищенности: чем финны и шведы могут усилить НАТО
Цели Вашингтона достигнуты
Спровоцированная действиями Запада российская специальная операция на Украине настолько напугала отдельные страны, что они готовы пожертвовать своим суверенитетом в обмен на ложное чувство защищенности. Швеция и Финляндия, давние «пацифисты» в неспокойном море мировой политики, под давлением Соединенных Штатов подали заявку на вступление в Североатлантический альянс.
Байден 9 августа показал всем пример и ратифицировал включение скандинавских стран в НАТО – остались Испания, Греция, Португалия, Словакия, Турция, Чехия и Венгрия. В том, что эти страны подпишут любые бумажки, сомнений нет. Артачится пока Турция, но этот лишь очередной раунд попытки усесться на всех стульях одновременно, что у Эрдогана пока получается.
Отрицать, очевидно, не имеет смысла – давняя мечта Вашингтона втянуть страны северной Европы, особенно Швецию, в альянс увенчалась успехом. По крайней мере, на бумаге счет в пользу НАТО. Главные вопросы – насколько оправдан отказ шведов и финнов от многолетнего нейтралитета и какие угрозы, а также бонусы несет потеря самостоятельности в обмен на обманчивую защиту?
Прежде всего, надо понимать, что ни Стокгольм, ни Хельсинки не были в списках приоритетных целей России. Только в воспаленном сознании можно представить, что Кремль развернет операцию по демилитаризации северных соседей. Отношения были либо нейтральными, либо условно дружескими. Негативно окрашенными можно назвать пересечение интересов Швеции и Финляндии с Россией в арктическом регионе. Но даже здесь страны участвовали в сцепке с НАТО и прочими союзами, поэтому и ответственность нести должны были коллективно.
И численность скандинавских армий никогда не поражала воображение. В масштабах альянса, состоящего из 30 стран, вооруженные силы кандидатов также не имеют особого веса. В Швеции 14,6 тыс. бойцов и всего 10 тыс. в резерве, у Финляндии – 19,25 и 238 тыс. соответственно. Для сравнения: армия Турции, которая ставит палки в скандинавские колеса, насчитывает более 550 тыс. человек.
У скандинавов исключительно оборонительные войска, неспособные самостоятельно и широкомасштабно наступать. У финнов – до 200 танков, около 200 БМП, 750 бронетранспортеров, более 3 000 артиллерийских орудий (многие советского образца), 50 самолетов, до 20 вертолетов и более 20 боевых кораблей. Шведы в чем-то скромнее – более 500 танков и БМП, 96 истребителей, немногим более 450 артиллерийских стволов, 5 субмарин и более 30 надводных кораблей. Как отмечают западные аналитики, в этом арсенале нет средств для «проецирования силы за пределами своих границ».
На что могли рассчитывать Швеция и Финляндия, не отягощенные НАТО, в случае начала третьей мировой войны? На то же, чем так пользовался Стокгольм весь период беспрецедентной бойни – сохранность собственного культурного наследия и большие барыши от торговли оружием и ресурсами. Кстати, если Финляндия недолго побывала в шкуре нейтралитета (с конца Второй мировой войны), то Швеция – более двухсот лет сторонится военных союзов.
С момента принятия этих двух стран в НАТО, они становятся законными целями для России. Напомним, на июньском саммите альянс объявил нашу страну «наиболее существенной угрозой» и больше не воспринимает в качестве партнера. Брюсселю осталось только напомнить, когда Россия была партнером военного альянса партнером де-факто, а не на бумаге. Когда стремительно поглощала Прибалтику и Восточную Европу?
Скандинавские «бонусы»
Финляндия и Швеция, в случае обострения конфликта НАТО – России до горячего состояния, оказываются в совершенно невыгодном положении. Это в Великобританию еще нужно попасть баллистическими ракетами, для скандинавов вполне хватит массированного пуска тактических носителей ядерного оружия. Близость к российской границе не позволяет разместить эффективную противоракетную оборону – время для реакции сокращается до критических значений.
Не до конца понятно, смогли ли власть имущие в этих странах адекватно донести респектабельным гражданам европейского севера о всех прелестях вступления в НАТО и «безопасности» под американским, британским и французским ядерным зонтиком. Пресловутая 5-я статья устава альянса, регламентирующая коллективный военный ответ на агрессию по отношению любой страны, аналогично работает и в обратную сторону. За действия отдельных членов НАТО остальные игроки альянса несут ответственность в полной мере.
Как бы то ни было, стратегически НАТО получает почти 800 тыс. кв. километров новой территории у самых границ России. Пока говорить о серьезном перевесе сил на этих рубежах рано – у Запада уйдет несколько лет для переформатирования вооруженных сил скандинавских стран. О размещении ударного оружия, напрямую угрожающего России, говорить также преждевременно – Брюссель будет явно осторожничать, дабы не спровоцировать войну. А вот аэродромы для натовской авиации в финских Рованиеми, Тампере, Куопио и Тиккакоски – это серьезная угроза для северо-запада России. И, конечно, Балтийское море, которое отныне станет окончательно внутренним водоемом НАТО.
Помимо потери оставшейся самостоятельности, Хельсинки и Стокгольм получат несколько финансовых обременений. Прежде всего, это требование НАТО каждой стране тратить на оборону не менее 2 % ВВП. В прошлом далеко не все страны соблюдали это правило, точнее – выполнение было исключением в альянсе, нежели правилом. Исправно тратили 2 % или более только США, Великобритания, Польша, Эстония, Греция и Латвия. Остальные, как могли, экономили. После 24 февраля такой фокус больше не пройдет – НАТО намерено вооружиться до зубов, и новых членов эта участь коснется в первую очередь. В случае чего, именно финнам со шведами сдерживать Россию на северных рубежах, поэтому за наполнением военного бюджета следить будут строго.
Для справки, Швеция в прошлом году потратила 7,9 млрд долларов на оборону или 1,3 % ВВП, Финляндия формально уже в альянсе – 5,9 млрд долларов и 2 % соответственно. Швеция еще два года назад анонсировала увеличение военных расходов до 11 млрд долларов к 2025 году. О чем это говорит? Для скандинавских стран вступление в антироссийский военный альянс становится совершенной формальностью – они и до февраля 2022 года активно наращивали мощь армии.
Швеция в этой игре особенно лакомый кусочек для американского ВПК. Дело в том, что, в отличие от Финляндии, у шведов мощная оборонная промышленность. Пожалуй, Швеция не выпускает сейчас только танки собственной конструкции – во всем остальном военный хай-тек вполне на мировом уровне. Saab Bofors Dynamics в состоянии строить противокорабельные ракеты, а Saab AB – истребители четвертого поколения и самолеты ДРЛО. Шведские оружейники стабильно входят в десятку крупнейших экспортеров в мире.
Интересно это Вашингтону, который на спецоперации на Украине основательно прокачивает свой военпром? Конечно, нет, поэтому военную промышленность Швеции ждет медленная смерть под соусом «оптимизации под стандарты НАТО». Сначала орудия переведут на унифицированные платформы, а это будут не шасси Volvo. Потом придет очередь замены электронной начинки, следующим шагом под нож пойдет хваленая шведская сталь.
В лучшем случае ВПК останется роль местного поставщика, либо придворного ателье какого-нибудь американского гиганта оборонной промышленности, не позволяющая тратить средства на перспективные разработки. Хочешь быть в НАТО – умей расставаться со своими иллюзиями.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.