Литовский демарш: причины и будущие последствия транзитного запрета
Это последние вагоны, доставившие по железной дороге в Калининград цемент из Санкт-Петербурга. Храниться он будет здесь, на цементном складе. Отпускаться по мере необходимости. Объем каждой такой емкости 400 тонн.
Перебои с транзитом грузов Калининград ощутил с момента введения санкций, когда литовская таможня начала искусственно создавать очереди из фур на границе. Уже тогда местные предприятия и строительные фирмы запаслись комплектующими, сырьем и стройматериалами впрок.
"Происходит погрузка бетона в автобетоносмеситель. Мы не планируем останавливаться, склады у нас полные", – заверил Константин Михалевич, директор бетонозавода.
На стройплощадках работа не останавливается, дефицита цемента и другого сырья в регионе не испытывают.
"Есть все материалы. Вот на сегодняшний день все лежат, уже готовые на объекте, отопительные котлы, вся сантехника, буквально вчера получили цемент. Надо теперь менять логистику", – пояснил Валерий Макаров, директор стройфирмы.
Альтернатива железной дороге – море. На линии Балтийск – Усть-Луга в этом году запустили новый железнодорожно-автомобильный паром "Маршал Рокоссовский", способный перевозить за раз 80 вагонов.
"Мы к этому готовились, это действительно так. У нас 2 новых судна вышло на линию – теперь их 4. Вот, до этих объявлений от Литвы. Сейчас уже дополнительно порядка 7 судов мы отработали с некоторыми компаниями. Готовы нам поставить нам на линию с Петербургом, с Ленобластью, на линию до Балтийска. Поэтому уверен, что никаких проблем с доставкой или вывозом грузов с территории региона у нас не возникнет", – заявил Антон Алиханов, губернатор Калининградской области.
Паромами уже перевозят и цемент, и продукты питания, другие товары. На линию Минтранс поставил и судно ледового класса "Урса Мейджер", которое может доставлять крупногабаритные грузы. А отказ Литвы от транзита ударит по её же экономике.
Если смотреть на карту, то Прибалтика, их порты, их транспортная система – не может существовать, как бы им этого ни хотелось, в отрыве от РФ. Если исключать транзит через территорию РФ, то их конкурентоспособность, ну, не то что сильно падает, она просто обнуляется.
Еще и авиамаршрут. Благодаря реконструкции, аэропорт Храброво сегодня может принимать все типы воздушных судов, в том числе и грузовые. В случае необходимости грузооборот смогут увеличить в 6 раз. До 130 тонн в сутки.
В российский МИД вызвана временная поверенная в делах Литвы. Виргинии Умбрасене был заявлен решительный протест, в связи с тем, что Вильнюс остановил на своей территории железнодорожный транзит значительного числа грузов между Калининградской областью и остальной частью России.
"Потребовали незамедлительной отмены этих рестрикций. Указали, что расцениваем провокационные меры литовской стороны, нарушающие международно-правовые обязательства Литвы, как открыто враждебные", – заявила Мария Захарова, официальный представитель МИД.
По сути, речь идет о такой железнодорожной блокаде, которая призвана подкосить развитие российского эксклава. Десятилетиями грузы из России в Калининград шли кратчайшими и проверенными маршрутами по железной дороге. С российской территории составы отправлялись на запад, далее пункты пропуска в Литве, причем железнодорожная колея там та же, что и у нас – 1520 мм, так что даже тележки менять не нужно. После транзита по Литве – граница Калининградской области и две точки входа – на востоке по направлению к городу Нестеров в населенном пункте Чернышевское, и на севере области – через реку Неман возле города Советск.
Все изменилось в одночасье – с 18 июня под запрет попало до 40% от общего объема жизненно необходимых грузов – стройматериалы цемент, лес, металл. И это при том, что, готовясь к вступлению в ЕС, Литва давала обязательства обеспечить транзит. Теперь же Вильнюс переводит стрелки на Брюссель.
"Литва ничего не делает. Это европейские санкции, которые начали работать с 17 июня и в данном случае их реализует железная дорога. Это сделано после консультаций с Еврокомиссией и в соответствии с ее рекомендациями", – заявил Габриэлюс Ландсбергис, министр иностранных дел Литвы.
Но ведь и Евросоюз брал на себя обязательства, причем письменные. В ноябре 2002 года на саммите Россия – ЕС стороны специально обговаривали этот вопрос и приняли специальное совместное заявление на этот счет.
"Стороны признают уникальность положения Калининградской области, как части Российской Федерации, отделенной от остальной территории Федерации другими государствами".
"Стороны договариваются предпринять специальные усилия для снятия озабоченностей обеих сторон в связи с будущим транзитом людей и грузов между Калининградской областью и другими районами России".
Теперь же глава европейской дипломатии Боррель от сути вопроса отмахивается, приплетая сюда и Украину.
Вопрос: Литва начала блокировать транзит товаров в Калининград через свою территорию. Может ли это создать новую напряженность в отношениях с Россией?
Боррель: Точно не знаю, но нельзя сравнивать положение Калининграда с ситуацией на Украине по последствиям для мира. Происходящее в Калининграде остальной мир не затронет, а вот то, что происходит на Украине – сильно влияет на всех.
"Решение это действительно беспрецедентное. Это является нарушением всего и вся. Мы понимаем, что это связано с решением ЕС распространить санкции на транзит. Считаем это тоже незаконным. Ситуация более чем серьёзная, она требует глубоко анализа перед тем как формулировать какие-то меры и решения. Этот глубокий анализ в течение предстоящих дней будет произведён. Это элемент блокады, конечно же", – заявил Дмитрий Песков.
Причем, она, судя по всему, будет усиливаться. Санкции ЕС предполагают, что к уже существующему с августа добавится запрет на транзит угля, в декабре – нефти, а с февраля следующего года остановятся и цистерны с топливом. У России есть возможности ответить на враждебные шаги Литвы и ЕС, которые так же станут болезненными для тех, кто ввел ограничения. Как подчеркнули в МИДе, если в ближайшее время грузовой транзит через Литву не будет восстановлен в полном объеме, то Россия оставляет за собой право на действия по защите своих национальных интересов.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
ЛЮБОЕ государство вправе решать внутреннюю логистику. Мы перестали возить через неё грузы для портов. Нужно было заранее предвидеть такую ситуацию. Как и потерянные 300 млрд евро.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]