Что не достойнее мудрого мужа, чем придерживаться ложного или,
ничуть не сомневаясь, защищать то, что недостаточно исследовано и
продумано?
Казалось бы, совсем недавно мы узнали краткое, но
удивительно емкое слово «кунг-фу» – китайские боевые искусства. А уже
сколько легенд оно породило на европейской почве, сколько поклонников
завоевало себе! У кунг-фу есть и свои противники, говорящие о
потенциальном вреде, которое оно несет здоровью и обществу.
Однако
и противники, и сторонники кунг-фу редко могут привести веские
аргументы в пользу своей позиции. Слишком мало пока известно достоверных
материалов, а основные источники по истории и философии кунг-фу
остаются непрочитанными и не переведенными. Спор же без фактов, когда в
ход идут только легенды и мифы, не имеет смысла. Нередки и прямые
мистификации некоторых не слишком щепетильных мастеров кунг-фу. Вот
почему боевые искусства, выйдя из подвалов и получив официальный статус,
до сих пор для многих представляют собой некую терра инкогнито.
Автор
при написании книги использовал исключительно китайские источники:
древние трактаты, хроники, жизнеописания, никогда ранее не
публиковавшиеся на европейских языках.
Небольшой объем книги не
позволяет описать весь спектр китайских боевых искусств, прошедших
долгий путь развития, в связи с чем автор решил затронуть лишь один
аспект кунг-фу, вызывающий наибольшее количество споров и спекуляций,
порождающий немало легенд. Это знаменитое шаолиньское направление боевых
искусств, ведущее свою легендарную историю от Шаолиньского монастыря в
провинции Хэнань. Его история во многом мифологична и, увы, не
соответствует тем представлениям, которые щедро описываются в
научно-популярной литературе и в газетах. Примеряя китайские одежды, мы
порой забываем, что за их внешней пестротой и буйством неупорядоченных
красок лежит удивительное внутреннее единство, объясняемое цельностью
китайской духовной традиции. Поэтому, рассказывая об кунфу, мы прежде
всего должны подчеркнуть глубину образов и символов, стоящих за
бесхитростными мифами о подвигах мастеров.
А нужно ли
современному поклоннику кунг-фу знать его историю и философию? Может
быть, вполне достаточно грамотно и тщательно изучить обширный
технический арсенал кунг-фу? Внутренний смысл кунг-фу всегда потаен от
занимающегося, он познаваем лишь косвенно через понимание общих
принципов китайской культурной традиции, эстетики, философии и
мифологии. История кунг-фу – это прежде всего непосредственный путь к
пониманию данного искусства. И если поклонник кунг-фу осознает, что
перед ним предстало нечто большее, чем обыкновенный способ оздоровления
или рукопашный бой, – значит, первый, но самый важный шаг к постижению
тайн собственной природы он уже сделал.
Много споров вызывает
вопрос, откуда произошло кунг-фу и когда оно возникло. Некоторые видят
его корни в индийской йоге, даже говорят о некой «йоге борьбы». Другие
же считают, что боевые искусства были привнесены в Китай во время
походов Александра Македонского в IV в. до н. э. Вряд ли можно считать
эти предположения серьезными гипотезами, хотя бы потому, что уже в VI–V
вв. до н. э. при дворах правителей Китая устраивались смотры лучших
кулачных бойцов, проводились состязания между профессиональными воинами.
Нет никаких сомнений, что кунг-фу сформировалось непосредственно на
китайской почве, отразив то удивительное переплетение различных
философских течений, верований и представлений, которые господствовали в
Китае.
Однако в кунг-фу немало настоящих загадок, разрешить
которые можно, лишь внимательно изучив древние хроники. Например,
действительно ли монахи Шаолиньского монастыря занимались кунг-фу? Что
принес в Китай индийский миссионер Бодхидхарма, считающийся создателем
шаолиньских боевых искусств? Что вообще преподавалось и передавалось в
школах кунг-фу? Здесь мы попытаемся ответить лишь на часть этих
вопросов, однако не будем забывать, что любой ответ является лишь
началом еще более запутанных тайн.
Тайна кунг-фу состоит не в
каком-то отдельном приеме или упражнении, она заключается прежде всего в
самом смысле кунг-фу. Не случайно говорили, что «истинное кунг-фу
начинается в сердце», то есть в самой душе человека. Потому-то и путь к
кунг-фу всегда связывался в Китае с путем в глубь себя. Лишь опытный
учитель мог указать эту дорогу, и лишь искренний ученик мог увидеть ее.
Доверие ученика к наставнику превращалось в основу основ обучения. Но и
сам учитель должен был верить своему ученику, так как доверял ему часть
своего сердца, того Знания, которое сам получил от первоучителей.
кунг-фу
могло умереть и тогда, когда ученик проявлял духовное непонимание сути
искусства, как говорили китайские мастера, не постигал
«всеприемствование духа Учения». В этом случае вся техника превращалась в
груду бессмысленных и не приносящих пользы обломков. Передавался не
прием, а принцип, который мог открыться и в одном движении. Хотя в
школах кунг-фу изучали сотни комплексов—таолу, все они, по существу,
сводились к «всепреемствованию духа». Именно в этом и состоит сложность
кунг-фу, порой недоступная европейцам, пытающимся разглядеть что-нибудь
«загадочное» во внешней форме.
Традиционно кунг-фу разделяется
на стили внешней и внутренней семьи. К внешним относят шаолинь-цюань
(шаолиньский кулак) и ряд других стилей. К внутренним – тайцзицюань
(кулак великого предела), багуачжан (ладонь восьми триграмм), синьицюань
(кулак формы и воли). Примечательно, что такое разделение стилей
возникло в недрах внутренних стилей, ибо внешнее существует лишь как
проекция внутреннего. Частично это отразило своеобразную полемику,
которая шла в кунг-фу в XVII–XVIII вв., сводившуюся к нехитрому вопросу:
«Какой стиль более истинный?» Посмотрев повнимательнее, мы заметим, что
базируются все стили на общих принципах и способах передачи традиции
(хотя бы потому они и могут обозначаться единым словом «кунфу»). В
основе основ лежат сердце и воля человека, порождающие и движение
энергетического флюида—ци, и феномены сверхсилы мастеров, и их духовную
мощь.
Сегодня существуют два направления кунг-фу: кунг-фу
современное, включающее оздоровительный, спортивно-гимнастический и
прикладной разделы, и кунг-фу традиционное (как его называют в Китае –
народное), где все аспекты слиты воедино. Неизбежной издержкой
спортивного кунг-фу оказывается ослабление внутреннего, духовного начала
древнего искусства. Но именно этого не должно быть в наш технический
век, так как хочется верить, что духовные ценности стоят вне времени и
вне конкретной культуры, они всеобщи и постоянны.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.