Кто первый сел, того и льдина: полет на макушку Земли
Стекло зарастает льдом – антиобледенитель еще не изобрели. Ты летишь к центру Ледовитого океана и не знаешь, выдержит ли плавучая льдина твой самолет: 23 тонны с грузом. 29 марта 1937 года из Москвы стартовала первая в мире авиаэкспедиция на Северный полюс.
Арктику с воздуха покоряли лучшие летчики-полярники. Флагманскую машину вел ас – Михаил Водопьянов. Все четыре самолета были из серии АНТ-6: первые в мире четырехмоторные транспортные монопланы. Первыми в мире они сели и на лед Северного полюса. Но не сразу.
Четыре ученых и собака
Из-за погодных условий арктический полет прерывался. Сначала задержались в Холмогорах (Архангельская область), потом в Нарьян-Маре (110 км от Баренцева моря). Останавливало неожиданное потепление – шел проливной дождь. Еще на неделю застряли в поселке на берегу пролива Маточкин Шар (Новая Земля). Там бушевал такой снежный ураган, что самолеты откапывали два дня. Дольше всего сидели на острове Рудольфа – самом северном в архипелаге Земля Франца-Иосифа (в 900 км от конечной точки). Только 4 мая к полюсу отправили воздушного разведчика, и только 21 мая Водопьянов совершил историческую посадку на льдину вблизи "макушки Земли". Из его самолета с лыжными шасси вышла арктическая экспедиция. Руководитель научной зимовки Иван Папанин на всякий случай потопал ногами по льду. Это было лишнее: на льдине до начала лета спокойно стояли все четыре грузоподъемных самолета. Потом осталась только первая в мире дрейфующая станция. Она называлась "Северный полюс-1", работала 9 месяцев, продрейфовала 2000 км до Гренландского моря, оттуда зимовщиков со льдины забрал советский ледокол. Их было пятеро: четыре ученых и собака – пес по кличке Веселый.
Воздушный "автобан"
Риск первого арктического полета был огромный. Так считает инженер-конструктор Георгий Галли:
"Михаил Водопьянов имел большой опыт полетов в северных широтах. Но предусмотреть все было невозможно. Например, внезапную перемену погодных условий со сложных на еще более сложные. К тому же нигде в мире самолеты тогда не оснащались противообледенительными системами, летчики не имели простой незамерзающей жидкости, была только вода, которую требовалось разогревать. Конечно, они совершили подвиг, когда в экстремальных условиях первыми приземлились на Северном полюсе".
Практической пользы у этого подвига оказалось немало. Одной из задач экспедиции была координация по радиосвязи перелетов через Северный полюс. Ее успешно выполнили, и в июне того же 1937-го состоялся первый беспосадочный перелет из СССР в США (экипаж Валерия Чкалова). Но еще до него, когда только заявили о начале работы арктической метеорологической станции, генерал-майор ВВС США Оскар Уэстовер все понял. В приветствии Михаилу Водопьянову он сказал: "Ваш полет окажет огромное содействие сокращению воздушных трасс мира". Так и вышло.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Всегда мне мой дед рассказывал о прохвосте и проходимце Папанине. Как символ подлеца, тупицы и жополиза. Иван Папанин – советский исследователь Арктики, доктор географических наук, контр-адмирал. Дважды Герой Советского Союза. Над его тупостью издевались многие, но он даже не обижался = думал, что завидуют его славе.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]