Кочи первоначально
строились без применения металлов, шпангоуты судна крепились с наружною
обшивкою можжевелевыми вицами или пеньковыми веревками.
Оснащались мачтой, навесным рулём и вёслами. Также известны и
двухмачтовые суда. В архангельском крае суда, шняки и кочмары сшивались
не гвоздями, а вицами из можжевеловых корней, поэтому суда, шняки
и кочмары назывались ещё ви́чанками.
Корпус судна противостоял
сжатию во льдах. Название «коч» связано со словом «коца» — шуба ледяная,
то есть вторая ледовая обшивка судна. Был распространён на Русском
Севере и в Сибири. Изначально кочи строились поморами. Позднее
строительство кочей началось и за Уралом. В XVII веке их начали строить
в Енисейске.
Существует мнение, что корпус судна имел
яйцеобразную форму для выжимания на поверхность льда. Однако скорее
всего речь идет о возможности вытащить коч на лёд неповреждённым, чему
способствовала его лёгкость и конструктивные особенности. Именно на это в
1734 году указывал 80-летний архангельский кормщик Дмитрий Откупщиков
при характеристике кочей: когда «льдами суда затирает, то лутчее
спасение судам получают тем, что вышед на лёд и тягами судно вызимают…».
Длина
судна от 16 до 24 метров, ширина от 5 до 8 метров, команда от 10 до 15
человек, осадка 1—1,5 метра, скорость при попутном ветре 6—7 узлов,
грузоподъёмность от 15 до 24 тонн. Использовались большие и малые кочи.
Большие суда вмещали 35—42 человека. Малые кочи применялись для плаваний
в устьях рек.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.