Европа пожинает плоды Третьего энергетического пакета и спотовых цен на газ
Есть такая замечательная китайская игра под названием «Го». В ней игроки пошагово выкладывают белые и черные камешки, чтобы в итоге захватить все пространство игровой доски. Интересна она тем, что у настоящих мастеров масштабы стратегического замысла становятся видны лишь тогда, когда противопоставить ему оказывается уже нечего.
Происходящее сейчас в Европе с «российским газом» очень напоминает эту китайскую игру. На протяжении десяти лет в разных точках «игрового пространства» происходили, на первый взгляд, слабо связанные между собой события.
Так, напомним, что еще в июле 2009 года Евросоюз принял Третий энергетический пакет, поначалу подававшийся как сугубо внутреннее европейское дело. Спустя пять лет, в феврале 2016 года, Генеральный директорат Еврокомиссии по энергетике вдруг распространил его на строящийся российский «Северный поток-2». Мол, подчиняться нормам ЕС обязаны не только внутренние магистрали ЕС, но и любые трубопроводы в ЕС ведущие. Почему? Потому что так решил Евросоюз.
Складывалось впечатление, что коллективный Запад весьма успешно идет к своей цели – взять под контроль российский энергетический экспорт. Плюс к этому повесив на Россию задачу финансирования экономик фактически вражеских ей стран, в особенности, Украины и Польши.
В частности, из-за игры в сомнения относительно способности России исполнять контрактные обязательства по поставкам природного газа в Европу, Брюссель заставил Москву подписать транзитный пятилетний контракт с Киевом по схеме «бери или плати» на прокачку через ГТС Украины 225 млрд кубов газа с выплатой 7,2 млрд долларов «за транзит». И это стране, заявляющей о том, что она находится в состоянии войны с Россией, стране, чья доходная часть бюджета на 2021 год составляет всего 37,5 млрд долларов.
Складывалось впечатление, особенно после падения спотовых цен на газ в Европе ниже 2 долларов за миллион британских тепловых единиц (МБТЕ) в сезоне 2019/2020 года, что Гзапром точно повержен, а второй северный поток достраивать не имеет экономического смысла. Но только складывалось, потому что происходящие сегодня в Европе события показывают совершенно иную картину.
Огромной неожиданностью для «уже почти победившего Запада» оказался отказ российской транснациональной энергокорпорации бронировать мощности по транзиту газа через Польшу и Украину на следующий газовый год, который начинается 1 октября 2021 года: 34 млрд кубов газа по трубе «Ямал-Европа» через Польшу и 40 млрд кубов через «Уренгой-Помары-Ужгород» (т.е. через ГТС Украины) остались невостребованными. И продать их больше некому, потому что других претендентов на поставку не существует в природе.
Конечно, случившееся вовсе не означает полный отказ России от использования этих маршрутов в газовом экспорте в Европу. Упомянутые выше цифры относятся к дополнительным объемам помимо ранее заключенных твердых транзитных контрактов. Например, оставшийся невостребованным «дополнительный объем» через Украину составил 9,8 млн куб. м. в сутки, тогда как контрактные обязательства в режиме «бери или плати» превышают 109 млн кубометров в сутки.
В переводе на понятный русский это говорит о том, что Газпрому на данный момент не требуются дополнительные объемы продаж. Его вполне устраивают имеющиеся контрактные. В том числе, чтобы преподать Брюсселю наглядный урок о неприятности последствий попыток сунуть лом в четко работающий механизм долгосрочных газовых поставок.
Европейские цены на газ на спотах уже превысили 400 долларов за тысячу кубометров и продолжают рост. Не исключен их выход на 480–500 долларов уже к началу августа, когда ведущие потребители начнут массово заполнять ПГХ перед следующим отопительным сезоном.
Традиционного на протяжении почти двух десятков лет летнего периода низких цен в этом году явно не будет. И виноваты в этом сами евробюрократы, подумавшие о себе «слишком много». Газпром лишь использует их ошибку для покрытия внеплановых издержек прошлого периода.
К тому же сейчас стал проступать смысл выкладывания на доску и других камешков. Развитие «Турецкого потока» и строительство магистрали через Балканы (Сербия и Венгрия на днях соединили продолжение «Турецкого потока») сформировало транспортный канал транзитной мощностью в 15,75 млрд кубометров. Он, конечно, не перекрывает 40 млрд кубов через Украину полностью. Но после ввода в строй «СП-2» для России надобность в ГТС Украины пропадет полностью.
А самое забавное, что даже самые продажные евробюрократы не смогут повторить успех с принуждением России к сохранению украинского транзита под угрозой санкций. Иначе дефицит предложения забросит цены на газ в Европе вовсе на фантастическую – лондонскую – высоту.
Словом, похоже, что «в китайской игре» Газпром Европу все-таки переиграл.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.