30 августа 1877 года французский художник и изобретатель Эмиль Рейно
положил начало искусству мультипликации, запатентовав праксиноскоп –
оптический прибор, создающий иллюзию движения рисунка. Сегодня, когда мы
отмечаем 143-летие изобретения, стоит вспомнить и об отечественном
вкладе в это искусство. Тем более что анимация – это, пожалуй, один из
главных предметов гордости СССР.
Советские
мультфильмы по достоинству ценят даже ярые антисоветчики. Многие
анимационные фильмы СССР признаны за рубежом, о чём говорят не только
многочисленные награды международных фестивалей, но и искренняя любовь
взрослых и детей из разных стран. Так, в Японии – Мекке современной
анимации – наш Чебурашка успешно составляет конкуренцию местным
покемонам. А один из наиболее выдающихся режиссёров-аниматоров
современности Хаяо Миядзаки рассказывал, что именно мультфильм Льва
Атаманова «Снежная королева» в своё время убедил его в правильности
сделанного им профессионального выбора.
В России первые
мультипликационные фильмы появились в начале XX века. Уже в 1906 году
балетмейстер Мариинского театра Александр Ширяев начал создавать
анимационные фильмы, применяя кукольную, рисованную и совмещённые
техники. Впрочем, своей задачей он ставил не киноискусство в чистом
виде, а скорее имитацию балетной хореографии. В 1912 году энтомолог
Владислав Старевич поразил зрителей своими мультфильмами, в которых в
качестве актёров использовались препарированные жуки. Одна из таких
картин – «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», выпущенная
компанией Александра Ханжонкова, – стала первым мультфильмом в технике
объёмной анимации. Впрочем, как и Ханжонков, после революции Старевич
оказался в эмиграции и вошёл в историю кинематографа и как французский
режиссёр. Самым знаменитым его творением стал первый в истории кино
полнометражный кукольный анимационный фильм «Рейнеке-лис».
Тем
временем в Советской России начала формироваться новая
мультипликационная школа, не опиравшаяся на дореволюционную традицию.
Первыми опытами в этом направлении стали анимационные вставки в выпуски
«Кино-Правды» выдающегося авангардиста и экспериментатора Дзиги Вертова.
Сама по себе мультипликация поначалу представлялась руководству
советского кинопроизводства несерьёзным жанром. Так, один из пионеров
советской анимации Николай Ходатаев называл этап её зарождения
«чердачно-подвальным» – первая советская мультипликационная мастерская,
организованная при Государственном техникуме кинематографии,
располагалась в «чулане, с одной висячей лампой, без окон».
В
1920-е годы мультипликация перешла в разряд признанного вида
киноискусства. К шедеврам тех лет относят такие картины, как «Каток»
Ивана Иванова-Вано и «Органчик» Ходатаева. Вершиной развития советской
анимации того периода стал первый советский полнометражный анимационный
фильм Александра Птушко «Новый Гулливер» – коммунистическое переложение
романа Джонатана Свифта. Особенностью картины стал небывалый
постановочный размах и техническая изощрённость многочисленных кукол.
Переломным
для отечественной мультипликации стал 1933 год, когда в кинотеатре
«Ударник» открылся фестиваль американских мультфильмов, на котором
произвели сенсацию картины «Пароход Вилли» и «Три поросёнка» студии
Уолта Диснея. Стиль и метод производства диснеевских картин были
признаны эталоном, во многом этому способствовала высокая оценка, данная
американской анимации товарищем Сталиным. В том же году на первом
Всесоюзном совещании по кинокомедии был выдвинут единогласный лозунг:
«Даёшь советского Микки-Мауса!». Ещё через два года на первом Московском
международном кинофестивале программа мультфильмов Диснея получила
малый серебряный кубок, а сами картины вышли в широкий прокат.
Отныне
советская мультипликация должна была ориентироваться на диснеевские
стандарты. В 1936 году был создан «Союздетмультфильм», впоследствии –
«Союзмультфильм», организованный как точная копия студии Диснея. Новая
советская анимация утратила былую самобытность, но эволюционировала в
техническом плане.
Уже после Великой Отечественной войны в рамках
борьбы с космополитизмом «североамериканский империалист Дисней» был
скинут с парохода советской мультипликации. Госзаказ теперь диктовал
художникам следовать принципам реалистичности и народности, результатом
чего стало появление таких мультипликационных сказок, как «Аленький
цветочек», «Снегурочка», «Двенадцать месяцев», полюбившихся многим
поколениям зрителей.
С тех пор советская мультипликация
развивалась в сугубо самостоятельном ключе, сформировав свои
неповторимые стиль и очарование, за которые её до сих пор любят во всём
мире.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.