Считается, что золотой век русской литературы и поэзии пришелся на XIX столетие, когда движение декабристов — передовой части русского дворянства — вызвало сильный взлет общественной и философской мысли; отмена крепостного права дала свободу миллионам людей. Чувствовать общество, видеть его изъяны и ярко отражать их на бумаге, позволяли великолепное образование и строгое воспитание. Как выглядел быт русского столичного дворянства первой половины XIX века?
Дворянских детей воспитывали с установкой на достижение нравственного идеала.
Например, юношей ориентировали на служение стране, а не на стяжание чинов, званий и денег. Негласным правилом в высшем обществе было стремление вырастить достойного человека, который не посрамит свой род и Отечество. К такому выводу приходит исследователь Алина Шокарева в книге «Дворянская семья. Культура общения. Русское столичное дворянство первой половины XIX века».
Такой подход принимался как признанная добродетель, хотя на практике дела, конечно, могли обстоять совсем иначе. При этом методы воспитания детей, несмотря на общие правила, в каждой семье могли сильно отличаться.
Так, племянник знаменитого поэта, литератор Павел Сумароков отмечал, что многие дворяне мало времени уделяли воспитанию потомков: «Мужья — в клубе, жены — в магазинах или в гостях, дети остаются с гувернерами, нянями; занимаются ими только мимоходом, когда свободны от карт и нарядов». В то же время, например, дневник декабриста Сергея Трубецкого свидетельствует, что он вникал во все мельчайшие подробности жизни своих детей с младенчества. Что примечательно, ведь обычно, отцы брались за воспитание уже подросших отпрысков.
Дворянские дети, как правило, росли в кругу семьи и редко виделись с другими сверстниками — такие встречи происходили в основном на детских балах. Поэтому навыки жизни в социуме они получали, общаясь с родителями, братьями и сестрами, гувернерами, учителями и слугами. Именно так закладывались нормы поведения в обществе и представления о морали.
С младенчества за дворянскими детьми ухаживали кормилицы из крепостных, которые играли с ними, рассказывали сказки, пели колыбельные, следили за их поведением и учили богобоязненности. Широко известно теплое отношение Александра Пушкина к своей няне Арине Родионовне, которое поэт сохранил на всю жизнь.
Подросшим детям нанимали «мадам» для обучения иностранному языку и хорошим манерам. Философ Александр Герцен вспоминал, что за ним ходили сразу две женщины: русская и немка. В возрасте примерно семи лет в дом приглашали учителей и гувернеров. Их задачей было выучить молодого дворянина наукам и светским манерам. При этом методы воспитания, как правило, предварительно и подробно обсуждали с родителями.
От выбора этих людей зависело многое, и воспитанники были обязаны их уважать и оказывать всяческое почтение. Однако в любом случае в домашней иерархии и в глазах детей они были гораздо ниже родителей.
О положении супругов в семье
Так, например, князь Павел Вяземский отмечал, что многое воспринял от своего отца: «Дух критики воспитан был в нас отцом моим с детства». Уже в семь лет будущий литератор в своей тетради критиковал «Евгения Онегина», и это притом, что Пушкин был одним из его наставников.
Конечно, методы воспитания разнились от семьи к семье: некоторые отцы проявляли себя настоящими деспотами, в других домах детей, наоборот, чрезмерно баловали. Однако в основном речь шла об умеренной по тем временам строгости. Так, граф Владимир Соллогуб, вспоминая детство, благодарил родителей за то, что, «не увлекаясь вредными для детей нежностями, они положили серьезную основу нашему воспитанию».
«Нас водили здороваться и прощаться, благодарить за обед, причем мы целовали руки родителей, держались почтительно и никогда не смели говорить „ты“ ни отцу, ни матери. В то время любви к детям не пересаливали <...> Я видел впоследствии другую систему, при которой дети считали себя владыками в доме, а в родителях своих видели не только товарищей, но чуть ли не подчиненных, иногда даже и слуг», — сообщал в мемуарах граф.
Таким образом, умение держать себя в обществе закладывалось в семье и зачастую именно эта наука играла важнейшую роль в жизни юношей и девушек. Плохо усвоивших ее молодых людей высший свет, как правило, быстро отвергал, хотя, конечно, отпрыскам богатых и влиятельных могли многое простить. Впрочем, с них и в семье, как правило, строже спрашивали, поскольку такие люди всегда на виду. А навлечь на себя неудовольствие государя — главного аристократа империи — означало проблемы для всего рода.
В «Руководстве к педагогике, или науке воспитания» 1835 года сказано, что родителям следует быть согласными между собой в манере воспитания, чаще бывать с детьми, обходиться с ними сообразно возрасту, быть беспристрастными и уважать учителя, чтобы тот в глазах ребенка оставался авторитетом. Именно такой подход, как считалось, приносит ожидаемые плоды.
Аристократ был обязан бегло разговаривать на иностранных языках, легко цитировать классических и современных авторов, хорошо танцевать, уметь непринужденно вести светскую беседу и соответствовать моде. Однако без правильного нравственного наполнения все эти благодетели оставались лишь красивой оберткой.
«Видал я чудесных детей, которые на пятом году от роду рассказывали всю греческую и римскую историю, на шестом сочиняли арии, на седьмом разрешали уравнения второй степени. Потом встречал я их в свете — чудесными дураками <...> Главное в воспитании есть образование ума и сердца, а не наполнение памяти. Научите юношу правильно мыслить и судить, внушите ему любовь к занятиям, любовь к наукам, к истине, к изящному, и если он одарен от природы понятливостью и памятью — ему довольно этого воспитания», — отмечал в своих воспоминаниях литератор и педагог Николай Греч.
Домашнее образование прекращалось, когда юношу отдавали в пансион, училище и кадетский корпус. Девушки же оставались дома ждать замужества. Система отношений в дворянских семьях была довольно строгой, но именно в той атмосфере росли достойные и талантливые люди, которые навсегда вошли в историю нашей страны.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Ерунду изволите говорить, батенька! Крестьяне - кормильцы дворянства.Как же их ненавидеть. Держать в черном теле -да, выжимать из их труда по максимуму - да. Но не ненавидеть.
Кабы было всё гладко и прекрасно, не было бы "Ревизора", Мёртвых душ" и Обломовых. Сватовство майора и фото царской семьи ни о чём... Одни гувернанток и прислугу трахали, а другие посвящали науке и служению Родине. Все знают, каковы в жизни были Толстой, Цветаева и Ахматова. От воспитания? Дама: имеет мужа — по закону, для денег, офицера — для чувств, а кучера — для удовольствия. У настоящего мужчины должно быть три женщины: одна - для души, как жилетка для слез; другая - для тела, любовница; и жена для детей.
У настоящего мужчины должно быть три женщины: одна - для души, как жилетка для слез; другая - для тела, любовница; и жена для детей. Стань настоящим мужчиной и обрадуй этим свою жену. Она точно будет в восторге. Особенно от возможности иметь кучера для удовольствия.
В морской стандартный контейнер укладывали шины так, чтобы отверстия были направлены в одну сторону на выход. В них и в просветы укладывали трубы и фурнитуру для плотной загрузки.