Главная | Регистрация | Вход | Личные сообщения () | ФОРУМ | Из жизни.ру | Модераторы: Pantera; IgChad | Контакты

Четверг, 21.11.2024, 16:37
Привет, Гость Нашей Планеты | RSS
ПОДПИСАТЬСЯ НА ИЗВЕЩЕНИЯ ОБ ОБНОВЛЕНИЯХ САЙТА


Форма входа

плюсы баннерной рекламы

Загрузка...


Другие новости

Загрузка...


Статистика

Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 85
Пользователей: 81
Сейчас комментируют: 4


Новости сегодня
11 русских слов из XIX века, которые сегодня никто не поймет (0)
Сахар-рафинад в поездах СССР (0)
Самые странные поводы для войны (0)
Загадка подводного вулкана: таинственные сигналы предшествовали мощному извержению (0)
Ковальчук заявил об обязанности Запада платить РФ за поглощающие углекислый газ леса (1)
Вильфанд спрогнозировал резкое похолодание на юге России (0)
Американский актер Сорбо обратился к России из-за «психов» во главе США (1)
Шанхайский робот убедил еще 12 роботов прекратить работать и идти за ним (2)
Сочные и аппетитные чебуреки с сыром и картошкой (0)
Значение и энергия каждого дня недели, и как их использовать (1)
ТАСС: ракеты ATACMS по Брянской области запустили с кочующей установки HIMARS (1)
Британская журналистка Sky News пыталась прорваться к Лаврову на саммите G20 (0)
французская левая партия снова запустила процедуру отрешения Макрона от власти (0)
Молдавия закупит системы ПВО, чтобы сбивать небольшие БПЛА, залетающие с Украины (0)
Любовь с первого взгляда (1)
Профессор Мориарти: настоящий и вымышленный (0)
Кaлендapи Майя и не только: как исчисляли время разные народы (1)
Толтеки – «люди знания» (0)
Силы стратегического сдерживания США готовы к переходу власти к Трампу (0)
Когда были изобретены очки и линзы? (0)
Где она, копия нашей Земли? (1)
В Британии не стали комментировать данные об ударе Storm Shadow вглубь РФ (0)
Карие - удивительная христианская церковь, сохраненная османами (0)
В Словакии рассказали о требовании закрыть счет для сбора денег жителям Курской области (0)
Кто построил Ольянтайтамбо? (0)
Тайна глаз Богоматери Гваделупской остаётся загадкой для учёных и верующих (0)
останки древних цивилизаций чаще всего обнаруживают под землей (1)

Новости готовят...

Новостей: 33977

В архиве: 11391

Новостей: 8367

В архиве: 11931

Новостей: 5188

В архиве: 8413

Новостей: 3998

В архиве: 155

Новостей: 3028

В архиве: 4005

Новостей: 1354

В архиве: 338

Новостей: 1312

В архиве: 438

Новостей: 1035

В архиве: 17

Новостей: 948

В архиве: 6966

Новостей: 879

В архиве: 1480

Календарь

ВСЕ НОВОСТИАРХИВВТОРАЯ ПЛАНЕТАФОРУМПРАВИЛА САЙТАДОБАВИТЬ МАТЕРИАЛ

Астрология и пророчества [1389]Астрономия и космос [1527]Бывает же такое! [2262]
Гипотезы, версии, прогнозы [6145]Дом, сад, кулинария [1227]Животные и растения [559]
Здоровье, человек [2141]Искусство, поэзия [610]История, археология, судьбы [7208]
Мир вокруг нас [1756]Наука и технологии [1401]Непознанное [3440]
НЛО, уфология [258]Новости, общество, в мире [21706]Психология и отношения [643]
Религии, учения [118]Советы и истории из жизни [866]Стихия, климат, экология [1172]
Фильмы и видео [1259]Частное мнение [2924]Это интересно! [3040]
Юмор, афоризмы, притчи [1090]


08:19
Как адмирал Эссен стал последним великим флотоводцем царской России


7 мая 1915 года преждевременная смерть оборвала земные дни Николая Оттовича Эссена. Знаменитый российский адмирал, человек, много сделавший для развития отечественного военного флота и обогативший его историю яркими примерами героизма. Как складывалась его жизнь и карьера – и почему даже японцы отказались брать его в плен?

Уход Эссена из жизни стал истинной трагедией для России – адмирал умер на взлете, в расцвете своего таланта, да еще и в разгар мировой войны, когда Отечество крайне остро нуждалось в подобных людях. Благодаря Эссену российский Балтийский флот встретил врага на тщательно подготовленных позициях – адмирал разработал оборонительную систему так искусно и тщательно, что мощные эскадры кайзера даже и не помышляли о прорыве к Кронштадту и Петербургу.

На уровне задач своего времени

А начиналось все в 1860 году в Петербурге, где будущий флотоводец родился 11 декабря в семье товарища (заместителя) министра юстиции Российской империи, статс-секретаря, тайного советника, сенатора Отто Вильгельмовича фон Эссена (1828-1876) и Любови Алексеевны (в девичестве Дружининой). Эссен происходил из семьи остзейских (прибалтийских) немцев, многие представители этой этнической группы верно служили России на военных и гражданских должностях. В частности, семья Эссенов состояла в родственных отношениях с семейством Коцебу, один из представителей которой, тоже Отто, стал знаменитым российским мореплавателем, совершил три кругосветных плавания, сделал много географических открытий. Отто Коцебу скончался еще за тринадцать лет до рождения Коли Эссена, но как знать, возможно, именно наличие такого родича послужило причиной того, что пятнадцатилетнего мальчика отдали в Морское училище.

Первые годы службы протекали вполне стандартно – учеба, набор опыта, постепенный подъем по карьерной лестнице. Эссен стремился стать настоящим профессионалом и неуклонно пополнял свои знания. Он еще отучился сначала в механическом отделении Николаевской морской академии, а потом и в Артиллерийском офицерском классе. Это было время стремительной научно-технической революции во флоте. Прежние белокрылые красавцы, парусные линейные корабли и фрегаты, окончательно канули в прошлое, а на смену им пришли неуклюжие и уродливые поначалу «утюги» – броненосцы и крейсера, двигавшиеся на паровой тяге.

Очень скоро стало понятно, что любой флотский офицер должен быть еще и грамотным техническим специалистом. Любой корабль двигался и жил за счет пара и электричества, снабжался все более сложным оружием, артиллерийским и торпедным, оснащался разными тонкими приборами, позволявшими измерять дистанцию до неприятеля, регулировать эффективный пушечный огонь, поддерживать загоризонтную радиосвязь. Однако и в начале XX века значительную часть российских морских офицеров составляли так называемые марсофлотцы, воспитывавшиеся еще на палубах парусных кораблей. Они категорически отставали от заданных эпохой нормативов и потому на вес золота ценились «технари» типа Эссена.

Первую командирскую должность, впрочем, ему дали не слишком рано. В 36 лет получил под свое начало миноносец – столь крохотный, что не имел даже собственного имени, лишь номер 120. В 1898-1900 годах Николай Оттович являлся старшим офицером канонерской лодки «Грозящий», а затем в течение года – командиром парохода «Славянка». В жизни он руководствовался девизом, который передал и своему сыну: «Работать не покладая рук, не зная отдыха».

Свою первую по-настоящему значимую должность Эссен получил 6 февраля 1902 года. Он стал командиром крейсера «Новик». Выстроенный в Германии по российскому заказу «Новик» стал по тем временам одним из лучших крейсеров в мире – благодаря своей рекордной скорости в 25 узлов. По мысли авторов проекта, это должен быть опасный «охотник», способный уничтожать всех, кто слабее его, и гарантированно уходить от тех, кто сильнее.

Николай Оттович вступил в командование «Новиком», когда крейсер находился на стоянке в греческом Пирее – а потом Эссен отвел судно на Дальний Восток, где оно вступило в состав базировавшейся в Порт-Артуре российской тихоокеанской эскадры. Германский военно-морской атташе в Порт-Артуре Альберт Гопман (будущий противник Эссена во время Первой мировой) оставил словесный портрет Николая Оттовича: «Мне представили маленького плотного капитана II ранга, шедшего мелкими быстрыми шагами по набережной. Чистое круглое лицо, большие умные синевато-серые глаза... Это лицо и глаза из тех, что надолго врезаются в память. Говорят, хрустально бескорыстный, крайне независимый человек».

В порт-артурской западне

С началом в 1904-м войны с Японией броненосцы порт-артурской эскадры большей частью отстаивались в гавани. Однако экипаж «Новика» демонстрировал чудеса неутомимости. Крейсер постоянно выходил в море – участвовал в боях с японским флотом, прикрывал российские миноносцы, проводил разведку.

В бою 27 января Эссен, стремясь дать русской эскадре время на то, чтобы успеть выйти из гавани навстречу врагу, атаковал на своем маленьком крейсере сам флагман адмирала Того – могучий броненосец «Микаса». Позже в своем рапорте он описывал это так: «Повернув вправо, и дав машинам 135 оборотов (22 узла хода), пошел на головной корабль неприятеля, имея в виду, что благодаря такому движению крейсер представляет собой наименьшую цель неприятелю, быстрота же передвижения цели затрудняет ему пристрелку; кроме того, находясь на правом фланге своей эскадры, я не мешал ей в съемке с якоря и маневрировании».

«Новик» попал под интенсивный огонь, но «танцевал» перед японским флотом в течение получаса. Крейсер получил попадание снаряда, из-за чего рулевое отделение наполнилось водой. Эссен приказал отступать, но настроение у экипажа после боевого крещения было самое великолепное. Служивший на «Новике» лейтенант Андрей Штер записал в дневнике: «Вольнонаемный капельмейстер нашего оркестра до такой степени увлекся войной, что категорически отказался уходить с «Новика», а просил на следующий раз выдать ему ружье, должно быть, вместо дирижерской палочки». За это дело Эссен получил награду – золотую саблю.

А 26 февраля «Новик», на борту которого находился сам командующий русской эскадрой Степан Осипович Макаров, вышел на помощь «Стерегущему», принявшему неравный бой с четырьмя японскими миноносцами. Спасти «Стерегущий» не успели: он, избитый вражескими снарядами, пошел ко дну. Однако сам факт того, что командующий самолично устремился на выручку маленькому суденышку, оказал на русскую эскадру громадное воодушевляющее воздействие.

Через две недели Макаров велел Эссену сдать «Новик» капитану II ранга Максимилиану Шульцу, а самому перейти командиром на эскадренный броненосец «Севастополь».

Казалось, Эссену бы радоваться – он, оставаясь по званию всего лишь кавторангом, получил один из мощнейших на флоте кораблей! Но Николай Оттович был невесел – он знал, что на «Севастополе», этой тихоходной «коробке», ему уже не придется так часто участвовать в громких делах. Жене писал: «Вчера принял броненосец, сдал «Новика» Шульцу. Команда кричала в мою честь: «Ура!», провожали сердечно... К «Новику» я привык, крейсерская служба мне больше по душе, и это повышение не радует». Впрочем, у Макарова не было выбора – он убедился, что ряд командиров крупных кораблей откровенно не соответствуют своим должностям, и торопился заменить их боевыми и энергичными офицерами. А вскоре талантливого командующего не стало – флагман Макарова «Петропавловск» налетел на японскую мину и ушел ко дну с большей частью экипажа.

После его смерти для русской эскадры наступили черные дни. Дело не только в унынии, охватившем флот после гибели всеми любимого Макарова. Беда в том, что достойного преемника ему так и не нашлось. Таким преемником мог стать Эссен, но он для того был еще слишком мал в звании. Безвольный и бесталанный Вильгельм Карлович Витгефт, ставший командующим, предпочел уныло отстаиваться в гавани. Высшее начальство буквально вытолкнуло Витгефта в море, велев покинуть Порт-Артур, над которым нависла угроза захвата с суши, и прорываться во Владивосток. Исход последовавшего за этим боя при Шантунге решила роковая случайность – два японских снаряда, попавших в боевую рубку флагманского «Цесаревича», убили Витгефта, вывели из строя большую часть его штаба и оставили русскую эскадру без руководства.

В этой тяжелейшей обстановке Эссен на своем «Севастополе» пытался в одиночку атаковать врага, но японский снаряд, нарушивший работу одной из кочегарок, замедлил и без того невысокую скорость броненосца. Возникла паника и неразбериха, в результате которой большая часть эскадры вернулась в уже обреченный Порт-Артур и лишь некоторые русские корабли интернировались по нейтральным портам.

Ум и отвага

Порт-Артур окружили с суши и было ясно, что рано или поздно он падет. Но там все еще оставались крупные силы российского ВМФ – броненосцы, крейсера, миноносцы. На создание этих кораблей была потрачена масса труда и гигантские суммы. Необходимо, казалось, сделать все, чтобы спасти их для будущего. Это вполне понимал Эссен, но не понимали «пещерные адмиралы» Павел Ухтомский и Роберт Вирен, руководившие эскадрой на финальном этапе ее существования.

Эссен, 10 августа выходивший на обстрел японских сухопутных позиций на своем «Севастополе», предлагал повторить попытку прорыва во Владивосток – его не слушали. Кончилось тем, что японцы, захватив в окрестностях Порт-Артура гору Высокую, установили на ней дальнобойную артиллерию и попросту перетопили русскую эскадру прямо в гавани, на мелководье. Позже, когда крепость пала, японцы подняли все эти корабли, отремонтировали и ввели их в состав своего флота.

Но «Севастополь» врагу не достался. 25 ноября Эссен вывел свой броненосец на внешний рейд, а затем в бухту Белый Волк и начал готовиться к прорыву.

Японцы обрушили на дерзкого капитана атаки миноносцев. «Севастополь» и несколько уцелевших русских миноносцев яростно отстреливались, потопив и повредив нескольких «японцев». Но так долго продолжаться не могло – одна из вражеских торпед все же поразила броненосец в корму, нанеся ему тяжелейшие повреждения и сделав прорыв невозможным. Однако Эссен продолжал использовать свой корабль в качестве плавучей батареи – поддерживая огнем своих двенадцатидюймовок русскую пехоту, державшую фронт в районе Ляотешаня. Последнюю боевую стрельбу «Севастополь» провел 19 декабря, перед самой сдачей крепости. Затем броненосец с помощью буксира отвели в море и затопили на глубокой воде, чтобы он не достался неприятелю.

Японцы, пораженные мужеством Эссена, не стали брать его в плен – выпустили под честное слово о неучастии в дальнейших боевых действиях. Николай Оттович вернулся на Балтику, овеянный славой одного из главных героев этой неудачной войны. Карьера его рванула вверх – в 1905 году он заведующий стратегической частью Главного морского штаба, 1906-м – командир строившегося в Англии для российского Балтфлота мощного крейсера «Рюрик», затем – командующий отрядом минных крейсеров.

Это была эпоха напряженной и плодотворной работы по восстановлению и реформированию российского ВМФ – и опытнейший, умнейший Эссен являлся одним из главных ее вдохновителей.

Эссен ратовал за то, чтобы моряки постоянно практиковались в дальних плаваниях. Он внес много полезных предложений по развитию морской тактики и был автором кораблестроительной программы, делавшей упор на развитие дредноутного флота. Он любил говаривать, что «флот существует только для войны, и потому все, что не имеет отношения к боевой подготовке, должно быть отброшено, как не только ненужное, но и вредное».

5 апреля 1907 года он произведен в чин контр-адмирала с зачислением 27 августа того же года в свиту Его Императорского Величества, а в следующие годы получает звания вице-адмирала и «полного» адмирала. С началом Первой мировой войны Николай Оттович назначен командующим флотом Балтийского моря. Но еще ранее он, предвидя начало боевых действий, озаботился созданием мощной обороны на подступах к столице. В рамках созданного под его руководством плана крепость Кронштадт была перевооружена новыми совершенными орудиями, на побережье Финляндии воздвигнут форт Ино, а в южной части Финского залива – мощнейшие форты Красная Горка и Серая Лошадь с батареями орудий калибром от 152 до 305 мм. Он же распорядился начать против германского флота минную войну – минирование вражеских вод продолжалось всю осень 1914-го и последующую зиму, и вражеские ВМС и торговый флот несли от этого ощутимые потери. В какой-то момент они оказались настолько велики, что кайзер Вильгельм мрачно сказал: «Война в Балтийском море слишком богата потерями без соответствующих успехов».

Николай Оттович совершил несколько выходов на эсминцах на рекогносцировку к Ирбенскому проливу, отделявшему Рижский залив от Балтийского моря. Он правильно предвидел, что кайзеровский флот будет пытаться взламывать русскую оборону именно в этом месте и торопился укрепить защиту пролива. В одном из таких походов он серьезно простудился. Времени на лечение практически не было, и Эссен продолжал исполнять свои обязанности – напряженно работал, пока не слег. Его доставили в одну из клиник Ревеля с крупозным воспалением легких, где он и скончался. Последними его словами, сказанными уже в забытьи, были: «Пойдем-пойдем... Вперед!». Общее впечатление от смерти Эссена его сподвижник Иван Ренгартен выразил словами: «Теперь нет самого главного, умерла душа, нет хозяина».

Эссена похоронили на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге, могила сохранилась. Сын прославленного адмирала Антоний Николаевич, тоже военный моряк, погиб в 1917-м при выполнении боевого задания, многие другие родственники уже в советское время подверглись репрессиям. Тем не менее Эссены живут в России и сегодня.

Память об адмирале не стерлась. В 1987-м на экраны вышел фильм «Моонзунд», в котором роль Николая Оттовича сыграл прославленный Евгений Евстигнеев, а в фильме «Адмирал» (2008) – Андрей Толубеев. А в ноябре 2014-го в Калининграде был спущен на воду новый корабль флота российского – фрегат «Адмирал Эссен




Оцените материал:




ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:


Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: История, археология, судьбы | Источник: http://zen.yandex.ru| Просмотров: 244 | Добавил: Pantera| | Теги: флотоводцем, Как, стал, Эссен, царской, последним, России, великим, Адмирал | Рейтинг: 4.0/4

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


По этой теме смотрите:

Загрузка...

Астрономия и космос [1380]Безумный мир [2114]Взаимоотношения людей [1055]Войны и конфликты [1527]
Гипотезы и версии [10750]Дом, сад, кулинария [3178]Животные и растения [2453]Здоровье, психология [4269]
Искусство, литература, поэзия [736]История, археология [3559]Мир вокруг нас [3006]Мировые новости [3592]
Наука и технологии [1124]Непознанное [3424]НЛО и уфология [880]Общество [7055]
Прогнозы ученых,исследования [481]Происшествия, чп, аварии [1414]Предсказания и астрология [879]Религии, учения [484]
Российские новости [5669]Советы и истории из жизни [846]Стихия, климат, экология [1926]Феномены и аномалии [915]
Фильмы и видео [4031]Частное мнение [5695]Это интересно! [4123]Юмор, афоризмы, притчи [2399]



Поиск


НАША БЕСЕДКА

СЕЙЧАС НА САЙТЕ:
Онлайн всего: 85
Пользователей: 81
Сейчас комментируют: 4

Мы комментируем

Загрузка...

На форуме

Я - РУС

(239)


Интересное сегодня
Тайна глаз Богоматери Гваделупской остаётся загадкой для учёных и верующих (0)
ТАСС: ракеты ATACMS по Брянской области запустили с кочующей установки HIMARS (1)
Любовь с первого взгляда (1)
останки древних цивилизаций чаще всего обнаруживают под землей (1)
Британская журналистка Sky News пыталась прорваться к Лаврову на саммите G20 (0)
Кто построил Ольянтайтамбо? (0)
Значение и энергия каждого дня недели, и как их использовать (1)
Профессор Мориарти: настоящий и вымышленный (0)
В Словакии рассказали о требовании закрыть счет для сбора денег жителям Курской области (0)
Сочные и аппетитные чебуреки с сыром и картошкой (0)

Loading...

Активность на форуме

Постов на форуме: 8070
Группа: Модераторы

Постов на форуме: 6356
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 4194
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 3893
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 3183
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 2879
Группа: Модераторы

Великие комментаторы:
Василёк
Комментариев: 21257
Группа: Друзья Нашей Планеты
Микулишна
Комментариев: 16982
Группа: Друзья Нашей Планеты
игорьсолод
Комментариев: 15765
Группа: Проверенные
Ferz
Комментариев: 14549
Группа: Проверенные
nikolaiparasochko
Комментариев: 13163
Группа: Проверенные
Благородный
Комментариев: 11135
Группа: Проверенные



18+