В конце осени 2008 года в одном из храмов под Петербургом появилась
необычная икона. На ней святая Матрона Московская благословляла главу
советского государства на защиту Москвы от немецких захватчиков. Но
икону быстро убрали. И причины на то были очень веские.
Традиционный сюжет
Настоятель
храма в Стрельне и заказчик написания иконы игумен Евстафий (Жаков)
никаких противоречий в иконописном сюжете не видел. В одном из интервью
он напомнил, что в традициях русской иконописи сюжет благословения
святым военачальника или правителя – традиционный. Достаточно вспомнить,
как преподобный Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского,
святитель Гермоген – Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, а Филарет
Московский – выдающегося русского полководца Михаила Скобелева.
Вот
только отдавать должное иконе, на которой изображен Сталин, прихожане
отказывались. Уж слишком уж противоречивой является фигура «отца
народов». С одной стороны, ему воздают должное за победу в войне и за
небывалый подъем страны в послевоенные годы. С другой, не могут
вычеркнуть из памяти имена всех тех, кто погиб от сталинских репрессий.
Кощунство и глумление
Когда
журналисты узнали о появлении в храме иконы, разгорелся скандал. Игумен
Евстафий настаивал: ничего плохого в благословении вождя Матроной
Московской нет. Тем более что благословение якобы «сработало»: немцы
Москву не заняли, хотя в отдельные дни имели возможность войти в город, а
сам Сталин остался в столице и возглавил ее оборону. Только молитвами
Святой Матроны игумен объяснил странное поведение немецкого руководства,
которое словно не осмеливалось взять «сердце» страны. Даже сильнейшие
морозы якобы были вымолены Матроной.
Во
время жарких дискуссий сторонники сюжета апеллировали к так называемой
теории православного сталинизма. Как пишет в статье «Политические
персонажи в современной агиографии» Ж. Кормина, в современной церковной
среде наметилась тенденция рассматривать Сталина как «хорошего»
православного правителя. Предполагалось, что Сталин, в юности учившийся в
православной духовной семинарии, в годы войны обратился к вере, пытался
искупить вину «за отступление от Бога» и замолить многочисленные грехи.
Однако большинство представителей РПЦ высказались о неоднозначной иконе
крайне негативно. Руководитель пресс-службы патриарха московского и
всея Руси В. Вигилянский назвал разговоры о сталинской «святости»
кощунством и глумлением над жертвами репрессий. Священник напомнил о
почти стопроцентном истреблении духовенства во время правления Сталина.
Игумена
Евстафия обвинили в сектантстве и назвали «церковным экстремистом»,
напомнив, что изображать какой-либо образ на иконе и почитать его в
церкви можно лишь после официальной канонизации. Что уж говорить о
Сталине – палаче и убийце, которого никто и не думал причислять к лику
святых.
Неподтвержденная встреча
Один
из аргументов противников иконы заключался в том, что факт встречи
главы советского государства и святой Матроны не подтвержден. Да,
легенда о том, что вождь приезжал к святой, бытует, притом в нескольких
версиях, но официальных документов о визите Сталина нет. Конечно, они
могли не сохраниться, если глава советского государства хотел избежать
огласки. По мнению архимандрита Иова (Гумерова), сомнительно, чтобы
«жестокий гонитель Церкви» приезжал к опальной прозорливице, которая до
самой смерти «была готова к аресту».
Но как быть с отсутствием
свидетельств очевидцев? Вряд ли приезд «отца народов» в одну из
коммунальных московских квартир мог остаться незамеченным. Во время
дискуссии о скандальной иконе иерей Николай Савченко напоминал, что во
время жизни в столице Матрона часто меняла адреса, не имела регистрации,
жила в комнатушках разных коммуналок. В какую именно наведался Сталин?
Точного адреса, по словам священника, никто назвать не может.
А
вот в легенде о приезде вождя к провидице адрес фигурирует –
Староконюшенный переулок на Арбате. В народе поговаривали, что глава
советского государства действительно осенью 1941 года посетил Матрону.
«Житие и чудеса» даже цитируют слова блаженной. Постучав вождя по
правому плечу, она сказала, что «красный петух» победит, и предсказала,
что Сталин – единственный из партверхушки – не эвакуируется из столицы.
Текстолог
и ученица Д. Лихачева Инесса Серова в своих работах выражала сомнение в
реальности встречи. Но в народе, по ее словам, рассказывали, что «отец
народов» побывал у блаженной прозорливицы, которая «молитвами не дает
врагу войти в город». Сталин якобы спрашивал совета – стоит ли ему
оставить город по примеру Кутузова. Матронушка благословила его,
пожелала «собраться с силами», а затем постучала вождя кулачком по лбу и
напомнила о «помощи войска небесного», которое поможет «рассеять тучи
сатанинские».
Неподтвержденность встречи Сталина и блаженной – еще одна, но, думается, не главная причина, по которой икону убрали из храма.