«С таким мастерством твоя правая рука
раскрывает все, что содержится в таинственных недрах ада, что я верю,
будто глубины и самые далекие области ада были тебе показаны». Д.
Лампсоний, голландский поэт и художник.
И дед, и
отец, и два его дяди были художниками, а потому неудивительно, что
Иеронимус ван Акен (настоящее имя Иеронима Босх, 1450–1516) тоже стал
живописцем. Для этого ему даже не пришлось обучаться живописи на стороне
— семейная мастерская, где исполнялись заказы на стенные росписи, стала
Акену отличной школой. Незадолго до смерти отца мастерская перешла к
Иерониму, а удачная женитьба Босха на богатой наследнице (а также ранняя
и довольно загадочная ее смерть) обеспечили художнику безбедное
существование и возможность творить так, как ему вздумается.
И
вот тут начинается самая настоящая чертовщина. Поскольку Иероним Босх
занимал к тому времени видное положение в своем родном городке
Хертогенбосе (Северный Брабант, Нидерланды), его творения (а занимался
он в основном росписью храмов и изготовлением церковных триптихов) не
подвергались критике. Но как могла пропустить Церковь, скажем, такую
сотворенную Босхом соборную фреску: толпа верующих протягивает руки к
небесам, оттуда, окруженный зеленоватым светом, к ней спускается
ослепительно-белый шар, а в центре шара изображен… святой? ангел? Ничего
подобного! Это совершено загадочная, мало похожая на человека фигура,
полностью лишенная одежды. Многие современные исследователи считают, что
живший в XV веке мастер изобразил на фреске… прибытие на Землю
инопланетян!
Или же триптих «Поклонение волхвов». Все
живописцы, бравшиеся за этот сюжет, писали его «снизу» — с точки зрения
молящегося. Только Босх позволил себе взглянуть на младенца Иисуса
сверху — и это тоже сошло ему с рук.
В «церковных»
произведениях Босха нечасто встречаются «классические» черти с рогами
или ангелы с крыльями. Но везде присутствуют жуткие, совершенно
немыслимые лица, которые можно встретить лишь в аду, как думали его
современники, либо на других планетах, как считают некоторые специалисты
нашего времени. Исследователи его творчества утверждают, что его
видение Страшного суда совершенно точно отображает эпизоды современных
войн и катаклизмов.
Никто не может с уверенностью сказать, как
Босх выглядел — дошедшие до нас портреты, где якобы изображен сам
живописец, вызывают у специалистов определенные сомнения. А после смерти
художника количество загадок, окружавших его имя, только увеличилось.
Иероним
Босх умер в родном Хертогенбосе в возрасте 66 лет и был торжественно
похоронен в часовне церкви Святого Иоанна. Но когда в 1977 году могилу
вскрыли, то… она оказалась пустой! Руководивший раскопками историк Ханс
Гаальфе рассказал, что на могиле Босха лежал странный надгробный камень,
не похожий на гранит или мрамор. Когда кусочек камня положили под
микроскоп, то частица этого загадочного материала начала светиться, а
температура его поверхности вдруг возросла на 3 градуса.
Прослышав
о таких странностях, Церковь немедленно запретила раскопки, и тайна
смерти художника, как и его произведений, навсегда осталась тайной.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.