И.А. Ильин . Из лекции «Образ Идиота у Достоевского»
«...Многое из того, что оскорбляет других, не задевает его: с этой стороны его не возьмёшь. Чужому гневу, невоспитанности, бестактности и злобе он противопоставляет редкое терпение и выдержку, как говорят греки, "’ἄταрαξἰα", т. е. невозмутимость, спокойствие духа. Всё это целиком не оставляет его равнодушным, но он умеет сохранять равновесие, не выходить из себя.
Он это отметает от себя как что-то несущественное, не главное. А он-то ведь живёт главным, и притом нисколько не важничая. Он сам существен, живёт по существу и хочет жить существенно. А что такое сущность, он знает точно, наверняка.
Уже в самом начале романа он рассказывает о своих переживаниях в связи с казнями, смертными приговорами и тюремными заключениями (из чего читатель сразу же заключает, что Достоевский черпает это из собственного опыта).
Кто теряет свободу и жизнь, чтобы обрести их в последний миг, тот понимает власть этого мгновения, его чудесную вместительность, его способность заключать в себе бесконечно много по содержанию и интенсивности, нести их в себе и делать явью.
В такие мгновенья человек видит свою жизнь как цветущий сад с самыми великолепными возможностями: опасность смерти погружает его в новое, глубокое, истинное измерение жизни, в котором царит, дышит и ткёт свою ткань сущность.
Князю Мышкину не пришлось всё это пережить самому, его самобытность... избавила его от этого.
Он знает, что такое сущность, только не хочет распространяться об этом. ...Да, он мало понимает в жизни. Но в сущности её он понимает много. Вот почему он говорит так смиренно и так смущённо: "…я, действительно, пожалуй, философ, и кто знает, может, и в самом деле мысль имею поучать… Это может быть; право, может быть". Вот почему он так часто рассеян и погружён в думы свои, ведь он постоянно возвращается к сущности, потому что там его дом.
А когда его попросят говорить или рассказать об этом, он тут же из скромности смутится и растеряется.
Однако едва ли он может и едва ли он должен толковать о сущности: так он "скор и доверчив", так воодушевлён и восторжен — вдруг "тотчас же забыв о всём остальном", окунается в стихию сущности, и — текут слова, рассказы, сценки, идеи.
Его жизнь состоит в том, чтобы прислушиваться к сущности в себе самом, в других, во всяком положении дел.
Достоевский постоянно говорит о его отношении к жизни, что оно внимательно, изучающе, серьёзно, тихо, робко и опять изучающе, без устали описывает его погружённость в себя, рассеянность, порою как бы отрешённость. Для этого человека тяжело и обременительно как раз несущественное. К тому же он знает, что люди в основном проматывают свою жизнь в несущественном. Вот почему он страдает от людей и среди людей.
...Счастлив он лишь тогда, когда пребывает в существенном, когда созерцает из существенного, из существенного говорит, в существенном любит и из существенного любим».
Монолог Мышкина о жизни (Фрагмент к/ф «Идиот» 2003)
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Михалыч, постеснялся дать правильную ссылку на источник, где обсуждают фашиста Ильина?
Это лекция на немецком языке («Die Gestalt des Idioten bei Dostojewski»), прочитанная Ильиным в Цюрихе в 1943 г. Автограф ее хранится в его архиве, пакет № 194 (микрофильм № 4, док. 31, № 4). На титуле рукой Ильина проставлено: «Zurich. 13. XII. 1943».
Так-с, а что же в этот день происходило, какие события и казни? Как думаете, если б Ильин знал что этот день творят фашисты, он бы не читал лекцию? сомневаюсь. В эти военные годы они казнили ни в чём неповинных людей каждый день.
В этот день, когда Ильин шпрехал как философ философам Цюриха, 13 декабря 1943 г. германские оккупационные войска расстреляли гражданское население и полностью разрушили греческий город Калаврита.
Войдя в Калавриту, немцы заперли всех женщин и детей до 12 лет в школу и собрали все мужское население старше 12 лет на холме над городом. Здесь же и состоялись массовые расстрелы. По разным обстоятельствам спаслись только 12 человек. Затем немцы подожгли город, но женщинам и детям удалось вырваться из огня и укрыться в горах. В общей сложности в ходе этих репрессий, было убито 1.436 человек.
Сегодня на месте расстрела построен мемориал, а дата расстрела отмечается каждый год.
13.12.1943 Сводка Совинформбюро
...акт о зверствах немецко-фашистских захватчиков в деревне Асаревичи, Полесской области: «За время оккупации немецкие захватчики расстреляли многих жителей нашей деревни. От рук фашистских палачей погибли Степанида Протас и две её дочери, Андрей Шевченко, Марфа Шевченко, Маланья Плущай, Татьяна Пацук, Иван Царанок, Мина Бельченко и другие жители. При отступлении немцы насильно увели с собой значительную часть населения. Только немногим жителям удалось скрыться в лесах и избежать фашистской каторги. Гитлеровские бандиты сожгли более 40 домов, школу, мельницу и колхозные постройки. Они разграбили колхозное добро и личное имущество крестьян».
Акт подписали жители села Асаревичи: И. Акуленко, И. Ефименко, К. Протас, В.Пацук и другие.
Новые "Идиот" и "Тихий Дон" = это черножопый реп вместо нормальной музыки. Это для тех, кто не ел слаще морковки... И нельзя рассматривать Мышкина, как не ярко выраженный аутизм + аквариумное воспитание. Очень похожий герой в фильме "Безымянная звезда".
Ну да, ну да. Только вот о себе больше печется, чем о той, которую, как считает любит безумно. А простецкий Рогожин из-за той же любви к той же особе сделал шаг назад - лишь бы она счастлива была. Обожаю именно эту постановку - Митронов - Машков - два шедевра Бога.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]