...«Вы знаете, что здесь творилось? — 55-летний хозяин чайханы в Андижане Кудрат Искандеров спрашивает меня с очень грустным выражением лица. — На площади собралось очень много людей, недовольных властью. А другие люди этим воспользовались. Вы сейчас не поверите, но я считаю, это американцы спланировали. Личности, неизвестные в Андижане, привезли плов с бараниной, самсу, кормили протестующих. Вскоре у боевиков появилось оружие, они стреляли в милиционеров. По всему городу была пальба, на соседней улице подожгли БТР, солдаты внутри сгорели. Рёв стоял ужасный, отовсюду кричали — „Аллах велик!“. Сколько людей погибло? Сотни, брат. И эти, кого американцы охмурили, и те, кто невиноватый, и просто так под пули попал».
12-14 мая 2005 года в узбекском городе Андижан, расположенном в Ферганской долине, произошли самые серьёзные на территории бывшего СССР выступления исламистов. Боевики захватили город, и потребовали провозглашения в Узбекистане «исламской республики». Бунт был жестоко и кроваво подавлен правительственными войсками: по официальным данным, погибло 187 человек, по неофициальным — до двух тысяч. Через 19 лет после мятежа обозреватель aif.ru приехал в Андижан, дабы своими глазами увидеть — может ли такое же снова повториться на южных границах России?
...Конечно, спустя столько времени, мало что в Андижане напоминает о страшных событиях прошлого. Красивые парки, клумбы с яркими цветами, чайханы, где дымятся блюда с великолепным андижанским пловом, старинные, хорошо отреставрированные мечети, фешенебельные гостиницы. Однако, популярность религии увеличилась ещё больше. Во время молитв мечети заполнены до предела — верующие, не помещаясь в зале, молятся на ступеньках и во дворе, расстелив коврики. В одну из мечетей меня не пускают — там милиция, выстроив в ряд, о чём-то расспрашивает молодых людей с бородами, рассматривая их документы. Милиционер отказывается отвечать на мои вопросы под предлогом того, что он не говорит по-русски. Именно из городов и кишлаков Ферганской долины в Россию едут сотни тысяч гастарбайтеров: тут самые низкие зарплаты в Узбекистане, и капитальная проблема с безработицей среди молодёжи.
Почти каждый человек в Андижане, с кем я общался, либо уже трудился в России, либо собирается найти у нас работу. Уровень же исламизации вырос: модно отдавать подростков в духовные училища — медресе для получения «исламского образования» и изучения Корана, завести вторую жену среди взрослых людей тоже уже норма, хотя многоженство в Узбекистане карается штрафом и тюремным заключением. В дни главных мусульманских праздников чайханы стали закрываться, а во время пятничной молитвы все улицы пустеют — огромные толпы стекаются в мечети. «Опять появилось множество радикальных проповедников, и подпольных мечетей в частных домах, — вздыхает владелец гостиницы Ислам Мирзоев (имя изменено — Авт.). — Если сейчас произойдёт выступление исламистов, они захватят Андижан за считанные минуты. И будет ещё хуже, чем в 2005».
...- До сих пор толком непонятно, отчего Андижан тогда так легко оказался в руках исламистов, — вспоминает предприниматель Дилшод Хайруллин. — У каждого очевидца событий своя версия. Если короче — состоялся суд над двадцатью бизнесменами, финансировавшими ячейки террористов. Но одновременно, они же жертвовали деньги бедным, неимущим семьям Андижана. В день вынесения приговора, у суда собралось около 1 000 человек. Затем, они взяли штурмом воинскую часть, захватили три сотни автоматов, гранаты, военный грузовик. Напали на тюрьму, освободили тех бизнесменов и других заключённых тоже: среди них были радикальные исламисты, отбывающие срок. После этого, был захвачен хокимият (здание городской администрации — Авт.). Андижан перешёл в руки боевиков, на главную площадь вышли примерно 10 000 человек, устроивших манифестацию против властей. Узбекистан жил очень бедно — нищенские зарплаты, безработица, коррупция: костёр недовольства вспыхнул моментально. Уже не разберёшь, кто занял чью сторону, всё смешалось. Одни люди призывали к «джихаду» — войне против «неверных», другие кричали — «Свобода!», и требовали отставки президента Каримова. Но факт, что заправляли всем исламисты, и они же захватили заложников — чиновников мэрии, сотрудников налоговых служб и прокуратуры. Каримов ответил вводом колонн БТР, и огнём из пулемётов. Боевики сразу начали убивать заложников. Обе стороны стреляли, не разбираясь, в кого. Погибли и солдаты, и исламисты, и большое число мирных жителей: к сожалению, их не жалели. Вся центральная площадь была покрыта трупами людей. Каримов действовал без жалости, показательно сурово, и теперь я отлично понимаю, почему. У него не было выбора.
...Хайруллин добавляет: даже спустя 19 лет в Узбекистане нет однозначного мнения по этому поводу. «Экс-президент Каримов управлял железной рукой. Я слышал слова, что он переборщил, когда смёл свинцом всех, кто занял площадь в Андижане — и вооружённых исламистов, и сочувствующую им толпу обычных граждан. Лично я считаю — он всё сделал правильно. Если бы экс-президент показал слабину, государство могло посыпаться, как карточный домик: исламский мятеж охватил бы Ферганскую долину, и перекинулся на Ташкент. Каримов без колебаний задавил бунт броневиками, и спас Узбекистан от гражданской войны — пусть и дорогой ценой, зато малой кровью. После такого в Андижане исламисты уже никаких акций не проводили, да и поддерживающие их горожане боялись слово сказать — власти показали, что церемониться не будут. Сейчас популярность радикального ислама снова растёт, и меня это напрягает. Я не уверен, что у нынешних властей в случае возникновения ситуации, как в 2005 году, хватит сил справиться с исламистами. И мне кажется, одним городом это не закончится. Если подобное случится, нападут внезапно в первую очередь на русских жителей Узбекистана в Фергане: чтобы взять их в заложники и удержать Россию от военного вмешательства. Вы скажете, я преувеличиваю? Возможно. Но едва я вижу переполненные мечети по пятницам и рост числа нелегальных „молельных домов“, у меня перед глазами та резня».
...Вечером за пиалой чая сразу несколько андижанцев стараются убедить меня: бизнесмены, ставшие причиной кровавого бунта 2005 года, якобы не являлись экстремистами, а были «богобоязненными людьми» и «набожными мусульманами». В то же самое время, мои собеседники восхваляют правление «Талибана»* в Афганистане, говоря — для верующих лучше всего «шариат», законы Всевышнего, и нет ничего плохого в отрубании рук за воровство, и побивании камнями за супружескую неверность (!). После таких речей приходят мысли — а был ли неправ экс-президент Каримов, демонстративно жестоко расправившийся с восстанием в Андижане? И главное, тут реально задумаешься — что случится сегодня, если исламисты попробуют свергнуть дружественных нам лидеров на южных границах РФ? Я бы рад сказать, что такого не произойдёт. Но у меня уже нет уверенности.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Откуда в Андижане русские? Их еще в 90-е всех выгнали. Сама свидетель, как старики с одним чемоданом бежали оставляя жилье. Каримов сказал, что мозги уехали, а желудки остались
Город известен как место рождения Бабура, основателя в Индии Империи Великих Моголов.
До распада СССР в городе проживали представители 120 национальностей и народностей, которые составляли более 75 % населения Андижана, что по праву может называть его городом интернациональной дружбы.
В процентном выражении большую часть составляли: русские, украинцы, белорусы, татары, башкиры, евреи, армяне, грузины, корейцы, немцы, поляки, греки, молдаване, цыгане, киргизы и многие другие.
1989. Население (чел.) - 370 000 1991. Население (чел.) - 300 000
Население города после распада СССР в основном составляют узбеки (69 %), также проживают: русские, киргизы, армяне, украинцы, белорусы, цыгане, татары, корейцы, таджики, евреи, уйгуры, башкиры, греки, персы, молдаване, грузины и другие.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]