Если посмотреть на немецкие, а затем на советские танки времен Второй
мировой войны, то можно заметить одно важное различие. На многих, хотя и
не на всех, танках вермахта имеется дульный тормоз. У
советских танков он чаще всего отсутствие и встречается только на САУ с
крупным калибром, а также у некоторых поздних тяжелых танков вроде ИС-2.
При этом далеко не все знают, что советские танкисты буквально
противились установке дульного тормоза. Почему?
Для начала
следует разобраться с тем, какую функцию на пушке в принципе выполняет
дульный тормоз. Главное назначение дульного тормоза – это поглощение
энергии отдачи. С таким устройством пушка откатывается на 50-60% меньше,
что позволяет существенно сократить габариты противооткатного
устройства. Для танков и САУ это особенно важно, так как пушка занимает
меньше места под броней, а значит и профиль машины можно сделать ниже и
уже. Кроме того, дульный тормоз отводит большую часть пороховых газов из
ствола, тем самым серьезно повышая комфорт работы экипажа за счет
сокращения загазованности внутреннего пространства боевой машины в
момент выстрела.
В конечном итоге дульный тормоз позволяет
использовать более мощные и длинные орудия при тех же габаритах танка
или САУ. Он повышает начальную скорость снаряда, а значит растет и
мощность выстрела. Повышается боевая эффективность танка. Правда, есть у
дульного тормоза и ряд недостатков. Именно они и делали его крайне
нежелательным для советских танкистов.
Во-первых, разлетающийся
от дульного тормоза пороховой газ серьезнейшим образом ограничивает
видимость наводчика, затрудняя его работу по наблюдению за целью. В ряде
случае газ и поднятая им пыль даже могут загрязнить оптику наводчика.
Во-вторых, вырывающийся дым решительно демаскирует танк во время
совершения выстрела, лишая его таким образом тактического превосходства и
эффекта неожиданности при следующем выстреле. В-третьих, советские
танки активно применялись для маневренных атак и контрнаступлений в том
числе в качестве десантных средств. Однако, разлетающийся горячий газ
мог травмировать людей на броне, что сделало бы невозможным сочетание
перевозки и одновременных выстрелов.
В итоге советские танкисты
предпочли менее мощные орудия для сохранения тактической гибкости
средних и некоторых тяжелых танков. Кстати, на почти всех современных
танках классический дульный тормоз так же отсутствует.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.