Символ проблем, которым стала дизель-электрическая подводная лодка
«Корнер Брук» класса «Виктория» в очередной раз возвращается в строй
канадского военно-морского флота. Здесь ключевая фраза – «в очередной раз».
Официальные
представители военно-морского флота Канады рассказали о том, что
«Корнер Брук» вывели из стационарного дока, завели в транспорт «Seaspan
Careen» и перевезли на верфи Галифакса, где лодка будет заправлена всем
необходимым и уйдет на испытания.
В случае успешного прохождения которых «Корнер Брук» вернется в строй боевых кораблей.
И ВМФ Канады снова будет оперировать всеми четырьмя дизель-электрическими подводными лодками.
Эти
подводные лодки были приобретены у Великобритании. В 90-х годах
прошлого века Королевский военно-морской флот вслед за ВМФ США принял
решение отказаться от ДЭПЛ в пользу атомных подводных лодок. А потому
программа производства ПЛ типа «Апхолдер» была уменьшена со
строительства 12 подводных лодок до уже построенных четырех. От
остальных флот отказался.
Уже построенные четыре лодки надо было
тоже куда-то приспособить, то есть, продать. Естественно, первыми
получили «предложение от которого невозможно отказаться) члены
Британского Содружества. И канадцы решили, что это будет красивая и
полезная сделка.
Четыре подводных лодки в течении четырех лет, с 2000 по 2004 годы, прошли предпродажную подготовку и были доставлены в Канаду.
Первоначально
лодки были сданы в аренду на восемь лет, за что Канада выплатила
Великобритании сумму в 427 миллионов долларов. Попробовав лодки, канадцы
пришли к выводу, что все в порядке. Тогда была заключена сделка по
приобретению четырех подводных лодок за один британский фунт стерлингов
каждая.
Ну и за переоборудование и капремонт пришлось выложить еще 98 миллионов долларов.
Были
установлены компоненты системы управления огнем от лодок предыдущей
серии «Оберон», канадские же радары BAE Type 2007, гидроакустические
станции Type 2046, гидролокатор с буксируемой антенной CANTASS. Плюс
были заменены перископы на «свои», фирмы Pilkington Optronics и
установлены ПУ для отстрела радиоэлектронных средств SSE и AR 900 ESM.
В
целом – неплохая сделка. 105 миллионов долларов за почти новую (лодки
были построены в интервале с 1990 по 1993 годы) подводную лодку, а
прослужили «Апхолдеры» от одного до трех лет, то есть, износ практически
минимальный – это недорого. Для сравнения, «Варшавянка» обходится
заказчикам в 300 миллионов долларов. Так что – очень недорого.
Лодки были куплены, переоборудованы в соответствием с канадскими требованиями и переименованы в класс «Виктория».
И началась военная служба, которая у «Корнер Брук» не заладилась совершенно.
Как таковая лодка почти не виновата. Сегодня можно с уверенностью сказать, что виной всему стал человеческий фактор.
В начале эксплуатации бичом всех четырех подводных лодок стали постоянно текущие и прорывающиеся трубопроводы.
Еще
во время ремонта в 2006 году обнаружилось просто катастрофические
содержание свинца в воздухе. Было проведено расследование, виноватым
оказались балластные свинцовые кирпичи, на которые попала соленая вода.
Балласт заменили.
Летом 2011 года во время маневров у острова
Ванкувер «Корнер Брук» врезалась в морское дно на глубине 45 метров и
получила двухметровую пробоину в носовой части. Пострадали двое
подводников.
Экипаж смог загерметизировать отсек, всплыть и
позвать на помощь. Корабль отбуксировали в сухой док, и там выяснилось,
что повреждения корпуса оказались настолько серьезны, что рассматривался
вариант списания корабля.
Но жадность (почти ж новая лодка!)
победила, и в 2014 году начался ремонт и одновременная модернизация
«Корнер Брук». Работы должны были закончить в 2017 году, но
восстановление затянулось, а сроки, как у нас говорят, «слегка сдвинули
вправо». Не совсем слегка, ибо уже в 2019 году на лодке, которая стояла в
доке, вспыхнул пожар.
Пожар, правда, очень быстро потушили, и
представители пресс-службы флота заверили всех, что повреждения
минимальны, но мы-то знаем, насколько можно верить таким заявлениям.
Ремонт продолжился.
В марте 2020 года, когда, казалось бы, все
идет к окончанию, произошел взрыв. Рванула во время опрессовки одна из
балластных цистерн, куда во время испытаний подали какое-то несусветное
давление.
Починили и это. Так становится понятно, что канадцы
могут, когда хотят в плане ремонта и восстановления кораблей. Но лучше
бы не портить.
И вот в 2021 году вроде бы лодка должна будет
закончить свой затянувшийся ремонт. Так и хочется сказать, ну дайте ей
дослужить свое и на заслуженный отдых! Не заремонтируйте!
Хотя знаете, если посмотреть на историю всех лодок класса «Виктория», там не меньше ЧП, чем у «Корнер Брук».
«Чикутими»,
бывшая первая лодка серии, «Апхолдер», служить в Канаде не хотела.
Потому загорелась еще во время перехода в Канаду в 2004 году. Это стоило
жизни одному члену экипажа и восемь были ранены.
«Викторию»
(бывшая «Ансеен») приложили о камни в 2000 году, а поставив на ремонт,
устроили пожар, в результате которого была серьезно повреждена
электропроводка. В отчетах говорилось о «катастрофических повреждениях»
электросистемы корабля. И «Виктория» вернулась в состав флота только в
прошлом году.
И что в итоге? В итоге канадские подводные силы не
могут похвастаться какой-либо приличной результативностью. Да, время от
времени подводные лодки ВМФ Канады участвовали в маневрах и операциях,
но эти участия были очень уж символичны.
А эпиком стал 2019 год,
когда число дней, проведенных лодками в море равнялось нулю. Кого-то
ремонтировали, кого-то обслуживали планово. Но результат таков.
Но 2021 год должен стать неким Рубиконом, когда три лодки все-таки вернутся в строй.
Вопрос только в том, насколько это важно для страны, потому что
программу продления срока службы лодок до 2040 года оценивают примерно в
1,5 миллиарда долларов. Это немало. Учитывая, что весь военный бюджет
Канады оценивается в 26,5 млрд долларов, то 5% только на подводные лодки
– это не очень осмотрительно. Впрочем, нам ли считать чужие деньги, не
так ли?
Но за последние 20 лет Канада и так вложила в программу
поддержки и содержания подводных лодок около миллиарда долларов. Весь
вопрос, была ли отдача сопоставимой с затратами?
Скорее всего – нет.
Но Канада подвержена этой не самой приятной болезни – желанию побряцать оружием. Отсюда и попытки обустроить подводный флот, здесь же и история о приобретении новых истребителей.
У
французов есть такое изречение, как «Noblesse oblige», положение
обязывает. Вот только каково реальное положение Канады в мире, и к чему
оно обязывает?
Американские эксперты из The National Interest и
The Drive считают, что все правильно. Канада, как полноправный член НАТО
просто обязана отреагировать на возрастающую активность российских
подводных лодок в Северной Атлантике и Арктике.
Но Королевский
канадский военно-морской флот мягко говоря, не в состоянии обеспечить
должное противодействие так называемой «российской подводной угрозе»
хотя бы потому, что 12 фрегатов и 12 патрульных кораблей – это слишком
мало. А 4 дизель-электрические подводные лодки мало что смогут
противопоставить российским атомным ракетоносцам. Это факт, от которого
сложно отмахнуться.
Потому даже если все четыре ДЭПЛ КВМФ Канады
будут в рабочем состоянии, учитывая морскую границу в Тихом, Северном
Ледовитом и Атлантическом океанах – это чрезвычайно мало.
То,
что Канада готова инвестировать в свой флот, становится очевидным, если
посмотреть на ее амбициозные планы по постройке фрегатов следующего
поколения. Основой стали британские фрегаты типа 26, которые хоть и
являются одними из лучших представителей своего класса в мире, возникают
сомнения в том, что канадцы смогут их строить массово.
И здесь
точно так же остается без ответа вопрос о том, что будут делать канадцы в
плане увеличения численности своего патрульного подводного флота. Но
сегодня «Виктории», несмотря на то, что лодки довольно проблемные,
единственные подводные лодки Канады, способные на выполнение реальных
боевых задач.
И раз речь о приобретении новых лодок пока не шла,
«Виктории» будут служить до окончания срока своей работоспособности.
Если экипажи их раньше не угробят.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.