... в сочетании с длинными вислыми усами самый однозначный, пожалуй,
маркер-определитель запорожского казака. Серьга в ухе, шаровары, люлька с
табаком и гоноровая сабля идут уже вторым порядком...))
1. "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", Репин
А вот почему - оселедец? Откуда вообще "есть пошла" такая довольно оригинальная стрижка, и зачем она нужна?
Однозначного
ответа на сей вопрос нет. В том смысле, что ни в одном документе времен
существования Запорожской Сечи не прописано четко: чуб - для того-то и
потому-то. Но есть ряд версий и небезынтересных слухов...)
Историческая версия
Она
гласит, что подобная прическа издавна была знаком власти, принятым в
роду как минимум киевских князей. Считается, что Святослав, знаменитый
князь-воин, обликом был чрезвычайно подобен запорожскому казаку, с
которым его разделяло пол-тысячелетия. Эта версия базируется на описании
Святослава, которое сделал Лев Диакон, присутствовавший на встрече
князя с императором Цимисхием:
...Он (Святослав) приплыл на
скифской ладье... был среднего роста, с густыми бровями и голубыми
глазами, с плоским носом, с бритою бородою и длинными висячими усами.
Голова его была совсем голая, только на одной её стороне висел локон
волос, означающий знатность рода... в одном ухе у него висела золотая
серьга, украшенная карбункулом и двумя жемчужинами... (с) История Льва Диакона
Здесь
мы имеем вообще типичного казака-запорожца - и вислые усы, и оселедец, и
даже серьга в ухе. Поэтому данная теория гласит, что в регионе
сохранилась некая преемственность традиций, сохранившая такую прическу.
Но есть и другая версия. Поляки, например, упорно считали оселедец "сарматской" прической...))
2. Альбрехт Радзивилл, литовский магнат. Портрет 1635 года
В
Речи Посполитой XVI-XVII веков чубы-оселедцы на выбритой голове
считались наследством... Древних сарматов, с которыми любили
отождествлять себя шляхтичи. Сарматов, если что, в ту пору полагали
народом германского происхождения. Польско-литовская шляхта предпочитала
возводить свой род именно к ним, отмежевываясь таким образом от
простолюдинов славянских кровей. Тогда в Польше и Литве возникла целая
"сарматская мода", которая, кроме оселедцев, выразилась в особом стиле в
одежде, в изобразительном искусстве, в доспехах "сарматского стиля", и
т.п. О сарматах в то время знали очень мало, гораздо меньше, чем мы
сейчас, поэтому польский "сарматизм" - он очень такой... Условный.
Фэнтезийный ))
В этом отношении польский "сарматский" оселедец не
имеет никакого отношения к прическе князя Святослава. А поскольку
хронологически между периодом жизни князя-воина и периодом
распространения "сарматской" моды в Речи Посполитой манеры носить
оселедец у жителей Украины как-то не отмечается, можно сформулировать
так:
казачий оселедец - зеркальное отражение польской шляхетской
прически, существовавшей в это время и в этом месте. Польский же чубчик
символизирует происхождение его хозяина от легендарных властителей
степей - сарматов. Такие дела...)
Казацкая старшина, к слову
говоря, на Запорожье больше всего мечтала как раз о том, чтоб ее
уравняли в правах со шляхтой и позволили иметь крепостных...
Мнение казаков
Сами
же казаки (точнее, их современные идеологические наследники,
традиционно иного мнения. В Интернете, во многих статьях, часто
встречается утверждение, что оселедец имел право носить только опытный
казак, побывавший хоть раз в реальном бою. Исторический подтверждений
этому лично я не нашел, так что хотите - верьте, хотите - нет...)
Теоретически
в качестве знака отличия бывалого воина от салаги чуб вполне подходит.
Мне встречались и утверждения, что по длине чуба определялся статус
казака: чем длиннее, тем круче. А "некомбатанты", например писари,
вообще не имели права на такое украшение. В принципе, знаменитая картина
Репина дает этому подтверждение: там у писаря типичная для данной эпохи
прическа "под горшок".
Еще одна версия (тоже ничем не
подтвержденная) гласит: казаки якобы верили, что за чуб Бог вытащит их
после смерти из адского котла, куда каждый казак всенепременно попадет
за все хорошее, что он в жизни сотворил. А он много чего творил, одни
походы за зипунами чего стоят...)) В связи с этой версией, кстати, часто
рассказывают, что-де оселедец должен свисать непременно на левую
сторону - "смахивать" оттуда беса. Не знам, не знам... )) У банкомета на
картине Репина чубчик именно на правую сторону свисает. Банкомет - это
казак без рубашки, он потому и полуголый, что ответственен за раздачу
карт. Вон они, рядом с ним лежат.
Такому человеку не стоит давать возможность спрятать что-либо в рукав - доверяй, но проверяй...)
Третья
"народная" гипотеза гласит, что казак брил голову в целях борьбы со
вшами, а оселедец оставлял просто как опознавательный знак для своих. В
принципе, она коррелирует с предположением о том, что "чупрына" была
знаком отличия полноправных, бывавших в бою казаков.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.