Что язычники, Путин и Волга , рассказывают нам о России
Могучая река и националистические мифы занимают значительное место в замечательных книгах, написанных Джанет Хартли и Марком Галеотти, указывает автор. Любопытно утверждение о том, что россияне ныне более подвержены иностранному влиянию, чем их предки.
Но тогда почему же там сегодня боятся именно влияния россиян?
В«Сталинграде» (Stalingrad), одном из двух эпических романов Василия Гроссмана, посвященном самой разрушительной битве Второй мировой войны, особенно яркие пассажи посвящены описанию изможденных советских солдат, добравшихся до берега Волги и моющихся в ее водах. «Это массовое крещение перед ужасной битвой за свободу… было, вероятно, таким же судьбоносным моментом в истории страны, как массовое крещение, проведенное в Киеве тысячу лет назад, на берегах Днепра», — написал Гроссман.
Киев сегодня является столицей Украины, однако мощный религиозный символизм этой сцены из романа Гроссмана отражает то, каким образом русские в течение многих веков воспринимали Волгу как воплощение идентичности своего государства и своей судьбы. Длина Волги составляет более 3500 километров — от ее истоков, расположенных к северо-западу от Москвы, до Каспийского моря. Она выступала и как защитница «Матушки России» в борьбе против иностранных врагов, а также являлась символом свободы для тех, кто боролся с репрессивным государством, включая крестьян-бунтовщиков в царские времена и начала коммунистической эры.
Но если Волга и воплощает собой русский национальный дух, то происходит это весьма сложным образом. Джанет Хартли (Janet M Hartley), автор книги «Волга: истории самой большой русской реки» (The Volga: A History of Russia's Greatest River), и Марк Галеотти (Mark Galeotti), автор «Краткой истории России» (A Short History of Russia), каждый по-своему, указывают на то, что эта река оказалась под полным российским контролем лишь после завоевания Иваном Грозным в 1550-е годы Казанского и Астраханского ханств.
Огромное расширение территории, позволившее установить российский контроль по всей длине этой реки, обеспечило также доступ в Каспийское море, открыло путь в Сибирь, а также «стало началом превращения России из преимущественного гомогенной нации» в такое государство, «которое включало в себя новые народы, новые культуры и новые религии», — отмечает Галеотти в своей книге. История Волги, как и история царской империи, советского государства и посткоммунистической России, неразрывно связана с историей татар и других нерусских народов, разделяющих со своими русскими соседями одно и то же географическое пространство.
Хартли, почетный профессор международной истории Лондонской школы экономики (London School of Economics), представила исследование Волги с тщательно подобранными фактами, которое доступно широкому кругу читателей так же, как и её получившая немало похвальных отзывов книга 2014 года «Сибирь: история народа» (Siberia: A History of the People). «Хотя Волга никогда не была географической границей между Азией и Европой, во многом в своем среднем и нижнем течении она представляет собой границу между христианским русским европейским Западом и исламским азиатским востоком», — подчеркивает она.
Такая же мысль, судя по всему, пришла в голову Екатерине Великой, рожденной в Германии русской императрице, которая узурпировала российский трон, отобрав его у мужа в 1762 году, и совершила поездку по Волге спустя пять лет после этого. Вот что она написала из мультиэтнического города Казань Вольтеру, французскому философу и своему другу по переписке: «Теперь я в Азии… в здешнем городе живут двадцать различных народов, которые ничем не похожи друг на друга».
Хартли с особым вниманием относится к важным деталям. Как известно, Екатерина пригласила тысячи немецких колонистов для расселения на Волге, где они мирно обрабатывали землю в течение почти 200 лет до 1941 года, когда Иосиф Сталин депортировал их в массовом порядке в Сибирь и Казахстан. Менее известен тот факт, что появление немцев в период царствования Екатерины заставило 150 тысяч местных калмыков разобрать свои палатки и переместиться на земли своих предков на границе с Китаем. Как указывает Хартли, по пути на них нападали разбойники, они страдали от суровой погоды, и в результате более 100 тысяч человек погибли.
В XIX столетии в Нижнем Новгороде, расположенном в верхнем течении Волги, проходила гигантская торговая ярмарка, а маркиз де Кюстин, французский аристократ, не отличавшийся особой симпатией ко всему русскому, назвал то место, где расположен Нижний Новгород, «самым красивым из всех виденных мной в России». Однако условия речных рабочих часто были очень тяжелыми. Картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге», которая находится в Русском музее в Санкт-Петербурге, представляет собой «прекрасный пример реалистической живописи и острой социальной критики», — отмечает Хартли.
Река Волга играла центральную роль и в великих событиях в истории России ХХ века — от гражданской войны, начавшейся после большевистского государственного переворота в 1917 году, до Второй мировой войны. Победа под Сталинградом является краеугольным камнем в попытках президента Владимира Путина убедить россиян в том, что они должны иметь сильное, похожее на крепость государство, поскольку злонамеренные иностранцы, особенно на западе, находятся совсем близко.
В период советской диктатуры был достигнут прогресс в промышленном развитии, однако за него, как подчеркивает Хартли, пришлось заплатить «ужасную цену в области экологии, экономики и человеческих жизней». Подавление религий в советское время тоже имело долговременные последствия. В посткоммунистический период существует напряженность в отношениях между российским государством и появившимся в Татарстане под влиянием ислама татарским национальным самосознанием.
Галеотти, один из наиболее проницательных комментаторов путинской и современной России, считает, что сегодня для этой страны характерна «смесь раздражительного защитного поведения и инклюзивного националистического мифа об уникальной исторической миссии». Такое мнение имеет глубокие корни в российском прошлом. Под влиянием Смутного времени в начале XVII века, когда это государство развалилось и иностранные завоеватели устремились в Россию, появилось и «все больше стало укрепляться представление о своей стране как об осажденной крепости, окруженной морем врагов, а также как о защитнице всего хорошего и справедливого».
Достоинство небольшой книги Галеотти состоит в том, что он видит шаблоны в российской истории, но не проводит утрированных параллелей между далекими временами и современностью. В советское время немало западных историков считали, что предрасположенность России к деспотизму связана с «монгольским игом», — речь идет о средневековом периоде, когда еще не объединившиеся русские земли находились под гнетом Золотой Орды, западной части Монгольской империи.
Этот опыт якобы отрезал Россию от европейской цивилизации и заставил правителей и народ страны усвоить автократические «азиатские» практики. Галеотти отвергает этот аргумент, считая его «удобным мифом», а вместо этого предлагает считать, что корни российского абсолютизма лежат лишь в сложности государственного управления и сбора налогов в такой огромной по территории стране, в стране относительно бедной, по которой трудно передвигаться и которая нередко имеет неопределенные границы.
Галеотти предлагает полезную концепцию, в соответствии с которой путинский режим, несмотря на весь его военный авантюризм за пределами страны, «является, по сути, консервативным» и по своем духу, вероятно, ближе всего к архиреакционному периоду царствования Николая I, правившего страной с 1825 года по 1855 год. Он намекает на грядущие проблемы, с которыми предстоит столкнуться Путину, утверждая, что с 2012 года среди россиян «все больше растет недовольство, они устали от лживой политики, укоренившейся коррупции и стагнирующей экономики».
В заключении Галеотти высказывает мнение, которое может быть воспринято некоторыми читателями как неожиданное и оптимистичное. Он считает, что, благодаря интернету и зарубежным поездкам россияне сегодня в большей степени подвержены иностранному влиянию, чем жившие при коммунизме их родители, а также бабушки и дедушки. «Сегодня Россия на самом деле ближе к Европе, чем в любой другой период своей истории… Это страна с богатым наследием и все еще огромным неиспользованным человеческим потенциалом».
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.