Многие представители древних народов хотели, чтобы их тела после
смерти превратились в мумий. Египтяне, например, считали нетленное тело
посмертным «убежищем» души и жизненной силы человека. Некоторые ещё при
жизни начинали готовиться к будущей мумификации, для чего соблюдали
особую диету и выполняли ритуалы.
Предсмертная подготовка
Ещё тысячи лет назад было замечено, что есть люди, тела которых лучше
сохраняются после смерти, чем тела других. Первыми, кто подошёл к этому
вопросу с практической точки зрения, были, вероятно, как раз жители
долины Нила.
Британский египтолог Эрнест Бадж в книге «Мумия. Материалы
археологических исследований египетских гробниц» приводит рассказ о
смерти египтянина Ани. Узнав, что Ани умирает, к нему стали приходить
служители храма, чтобы подготовить его к смерти. Они дежурили возле Ани,
ожидая, когда он испустит дух.
«Один приносил ему амулет, другой – лечебный отвар из трав и т.д.», – отмечал Бадж.
Хотя предназначение отвара описано как медицинское, не исключено, что
его функция заключалась в том, чтобы ускорить смерть или очистить
организм умирающего.
Но ещё в большей степени успешной мумификации способствовала диета. И
здесь имущие классы Египта находились в худшем положении, чем неимущие.
Дело в том, что тела худощавых людей быстрее подвергались воздействию
натрона (натриевого щелока), растворявшего мышечный слой в процессе
мумификации.
«Аскетическая жизнь египетских бедняков после их смерти позволяла
бальзаматорам тратить меньше усилий для обеспечения сохранности их
останков», – констатирует кандидат исторических наук Эдуард Дворников.
Предсмертная подготовка к мумификации существовала и у народа ибалои,
живущего на севере Филиппин. Издавна они сохраняли трупы методом
копчения и хоронили их в позе эмбриона в пещерах Кабаяна. Для очищения
тела ибалои давали умирающим людям растительные продукты, а для
обезвоживания поили их солёной водой. Непосредственно же перед смертью
человек выпивал концентрированный соляной раствор.
В какой-то степени влияние на посмертное состояние тела, оказывала,
вероятно, и психологическая готовность к смерти. Но о соответствующих
ритуалах известно мало. Некоторые сибирские шаманы занимались мысленным
«препарированием» собственного тела – они «вынимали» из себя сердце,
«очищали» кости от плоти и т.д. Возможно, такие практики являются
отголосками обрядов, связанных с мумификацией, которая в древности
практиковалась на Алтае и в Туве.
«Прижизненная мумификация»
Наибольшего развития ритуальная подготовка тела к смерти достигла в
буддизме японской школы Сингон, где бытовал метод «прижизненной
мумификации». Продолжительность этой процедуры, называвшейся
сокусимбуцу, достигала шести лет до смерти.
На первом этапе монах-буддист отказывался от употребления в пищу риса
и мяса, переходя на диету из орехов, семян растений и гречневой муки.
Он проводил дни в молитвах и физических упражнениях.
Когда через 1000 дней тело достаточно истощалось, последователь
Сингона начинал есть кору и корни сосны (как вариант – смолу и хвойные
иглы). Кроме того, будущим мумиям давали пить уруси – ядовитый сок
лакового дерева, растущего в Японии. На этом этапе человеку переставали
досаждать кровососущие насекомые.
Напоследок монах позволял замуровать себя заживо в могиле, где умирал
от голода. Через три года после его смерти могилу вскрывали и
проверяли, удалось ли адепту достичь состояния нетления. Несмотря на
сотни подобных попыток, известно лишь 24 случая успешной
самомумификации. Остальные тела начали разлагаться. С точки зрения
последователей школы это значило, что они не достигли нужной степени
просветления. Есть версия, что в монастырях префектуры Ямагата
самомумифицирование практикуется по сей день, хотя официально это
запрещено с 1903 года.
«Медовые» люди
Стоит упомянуть и о средневековых «медовых людях», которые фактически
позволяли себя убить, чтобы стать мумиями особого рода. Являясь
натуральным антисептиком, мёд может не портиться веками. Поэтому в
странах персидско-вавилонского ареала в меду бальзамировали трупы.
Именно так, например, сохранялось тело Александра Македонского.
Вероятно, как «побочный эффект» этой процедуры возникла идея
употребления засахаренных трупов в качестве лекарств.
В китайском лечебнике XVI века «Бэньцао ганму» («Компендиум
лекарственных веществ»), описана процедура получения «медового
человека». Согласно тексту, она была распространена в Аравии.
Рассказывалась, что пожертвовать свои тела «медицине» соглашались
добровольцы возрастом 70-80 лет – их родственники получали за это
денежную компенсацию. В течение месяца пожилой человек ел только мёд и
принимал медовые ванны. Через некоторое время даже его моча становилась
«медовой». Когда от такой диеты старик умирал, его тело погружали в мёд
на сотню лет. Затем мумию извлекали, резали её на кусочки п продавали на
базаре как панацею от всех болезней.
Автор: Тимур Сагдиев
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|