Иван IV (Грозный) в трехлетнем возрасте был благословлен на царство
своим великим дедом, Василием Третьим. Памятуя славные дела деда и его
мечты о могуществе России на всей земле, молодой, амбициозный царь начал
своеобразный "ребрендинг" его идей. Венчавшись на царство в 1546 году
митрополитом Макарием, Иван IV, на которого была возложена шапка
Мономаха, стал в один ряд с римскими кесарями и обрел название
помазанника Божиего. Руководствуясь вектором "Москва - Третий
Рим", он стал строить новое государство. Через несколько лет после
воцарения Иван Грозный был признан Восточной Церковью Василевсом
(Βασιλεύς), то есть поставлен в один ряд с византийскими императорами.
Из письма канцелярии германского императора (переписка 16 века, первая
половина): "...Московский великий князь самый могущественный государь в
мире после турецкого султана и что от союза с великим князем всему
христианскому миру получилось бы неизреченная польза и благополучие..."
По свидетельствам историков, сам он величал себя Царем Израильским.
"Израиль" означало "Имеющий власть над силами", другие значения - "Принц
Божий" и Избранный. Известный современник царя, аристократ,
русский боярин 16 века А. Курбский, пишет: "...За что, о царь, сильных
во Израиле побил и воевод, богом данных тебе, различным смертям предал?…
Читал (я) в Священном писании, что будет пущен губитель на род
человеческий… Ныне же видел сановника,… погубившего уже сильных и
благородных в Израиле… Не годится, о царь, таким потакать..." (речь идет
о гонениях на бояр), называя Русь Израилем, а подданных Ивана Грозного -
израильтянами. Примечателен
ответ Ивана Грозного, которого такое обращение к нему не только не
смущает, но и, как видно, он считает его справедливым и само собой
разумеющимся: "...Что ты, собака, совершив такое злодейство, пишешь и
жалуешься! Чему подобен твой совет, смердящий гнуснее кала?… А когда ты
писал: за что я перебил сильных во Израиле,… то ты писал и говорил ложь…
А сильных во Израиле мы не убивали и неизвестно, кто еще сильнейший во
Израиле: потому что Российская земля держится божьим милосердием,… а не
судьями и воеводами..." (переписка - Главный Исторический музей г.
Москва). Еще один эпизод в доказательство того, что Иван Грозный
называл себя царем Израиля, а свою страну - Израилем и стремился
построить в Москве Новый Иерусалим - "Казанская история" - так
называемая Никоновская летопись. Отрывок рассказывает о победе над
Казанским Ханством: Победа в исторических документах называется
«обретением русским народом горнего, то есть небесного Сиона, или
Иерусалима». В ее честь в самом центре столицы, на Красной площади
Москвы, был возведен "Небесный Иерусалим" - Храм Василия Блаженного. Идеи
Небесного Иерусалима оказались актуальными и спустя много веков. Так,
уже в наше время, в начале 21 века, в официальном ответе на вопрос
корреспондента газеты "Аргументы и Факты" митрополит Владимир отвечает о
Храме Василия Блаженного, как о Небесном Иерусалиме так: "...Созданный
православным вдохновением благочестивых русских мастеров собор Покрова
на Рву, иначе называемый храмом Василия Блаженного, — это одно из самых
ярких воплощений славянского духа. А в Священном Писании имя Небесного
Иерусалима прилагается к Царствию Божию — вечному царству добра, света и
красоты. И лишь духовный слепец может не видеть, что православие,
явленное в таких формах, как воплощенная мечта о Небесном Иерусалиме,
было основой не только русской культуры, но и российской
государственности. Незнающий православия никогда не постигнет смысла
российской истории…" Что говорить, раз идея пережила столетия, возможно,
Иван Грозный и не зря величал себя Царем Израильским, а Россию -
Израилем...
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|