Литературной жемчужиной и одной из вершин дошедшего до нас древнеиндийского эпоса является, без сомнения, Камасутра «Махабхарата«.
Основная тема произведения — война пандавов и кауравов, в которой пять благородных героев-потомков Панду победили и уничтожили сотню своих двоюродных братьев потомков Куру в борьбе за власть.
Также на фоне эпических событий разворачивается полотно становления и явление себя людям Кришны Джанарданы, чье имя переводится с санскрита как «Чёрный Баламут». Особая часть «Махабхараты» — знаменитая «Бхагавадгита«, признанная многими священным и великим произведением, учащим любви, миру и добродетели, стала одним из основных текстов кришнаизма и индийской философии.
Но, как водится, на устоявшуюся версию легенды нашелся и другой, во многом противоположный взгляд. И даже некоторые геополитические аналогии.
Собственно, если смотреть на события «Махабхараты» непредвзято, то многие события и поступки главных героев-пандавов кажутся сомнительными даже со скидкой на более архаичные подходы.
В битве Пандавы, поддержанные Кришной, победили, но ради победы неоднократно прибегали к коварным уловкам (убийство их деда Бхишмы, наставника Дроны, их родича праведного Бхуришраваса, племянника Гхатоткачи, их брата Карны и кузена Дурьодханы). Все Кауравы и их сыновья пали на поле боя (кроме их сводного брата Юютсу, перешедшего на сторону Пандавов), но и победоносные Пандавы потеряли всех сыновей и родичей.
После победы старший Пандава царь Юдхиштхира, раскаиваясь в учинённом кровопролитии, хотел оставить царство и удалиться в лес для жизни отшельника, но под давлением уговоров божественных мудрецов и родичей ( прим. авт) об исполнении долга царя (раджадхармы) правил тридцать шесть лет ( прим. авт), не переставая осуждать себя за истребление родичей и друзей….
Идеологическое ядро кришнаизма — Бхагавадгита — тоже наводит на размышления.
Перед битвой средний из братьев Пандавов Арджуна (их самый могучий воин) отказывается участвовать в убийстве родичей, но Кришна, который стал его возничим, разрешает этические сомнения героя в знаменитой проповеди — «Бхагавад-гите». Великая битва на Курукшетре знаменует собой начало Кали-юги — четвёртой и последней, наихудшей эры нынешнего цикла истории человечества.
Бхагавад-гита не только один из базовых текстов индуистской философии и основание кришнаизма, но и важная веха в западной культуре, оставившая след в произведениях Гёте, Хаксли, Шопенгауэра, Шекли и многих других. А загнивающая W. утвержадет, что Генрих Гиммлер, рейхсфюрер СС, всегда носил с собою переведённое на немецкий язык издание Бхагавад-гиты — он считал её руководством по жестокости и террору и посредством её философии обосновывал Холокост. По данным 2006г. в деловых кругах Запада «Бхагавад-гита» превзошла по влиянию трактат «Искусство войны».
Естественно, в современном искусстве у «Махабхараты» много упоминаний, аллюзий и прямых заимствований темы и сюжетов.
Так, в 1997г. Дмитрий Громов и Олег Ладыженский, работающие под общим псевдонимом Генри Лайон Олди написали роман «Черный Баламут» с литературным переложением «Махабхараты».
Акценты, характеры и интерпретации во многом противоречат привычным объяснениям канонического текста, но выглядят стройно и вполне логично.
Двигателем сюжета у Олди является желание признания, славы и власти Вишну, его борьба за место под над солнцем.
Будучи младшим в благородном семействе, он опоздал к разбору шапок и должен был получить малый удел. Вишну предстояло довольствоваться ролью второстепенного божка и не светило стать ни богом воинов, грома и молнии, как его старший брат Индра; ни богом творения, как Брахма; ни даже богом огня и посредничества, как Агни. Но честолюбие и изворотливый ум позволили ему найти другой путь к власти и славе.
Вишну сделал своим оружием — хитромудрые советы другим богам, а своим главным ресурсом — малоинтересных другим богам людей, а, точнее, их мысли и их веру.
В индийском мире Олди результатом аскезы и страданий является тапас — творческий потенциал, своеобразная энергетическая валюта, которую можно обменять на духовные или материальные дары.
Та́пас (санскр. तपस्, IAST: Tapas, «тепло», «жар», «аскеза», в символическом ключе может пониматься как «гореть устремлением к достижению цели, «стремление освободиться от оков невежества и греха») — в древнеиндийской мифологии космический жар как универсальный космогонический принцип, лежащий и в основе мироздания, и в основе религиозного благочестивого поведения.
Тапас — не всякий жар (тепло), а тепло птицы, высиживающей птенцов, и поэтому связанное с затратами энергии. Слово стало использоваться для обозначения аскезы, поскольку древние индийцы считали, что птица от высиживания яиц худеет.
Позднее тапас является самым многогранным из санскритских понятий индийской философии. Упанишады рассматривают тапас наряду c брахмачарьей как добродетель, порождающую огромную силу, а традиционная философия Индии утверждает, что тапасом можно достичь чего угодно, вплоть до владычества над всем миром, — через очищение и трансформацию своей природы, процесс разотождествления сознания с материальными объектами и направления восприятия в более высокие мерности. С этой целью индийские аскеты («тапасики») предпринимали самоистязания, которые по закону кармы, утверждающему равновесие причин и следствий, должны быть компенсированы равноценным количеством счастья.
А поскольку люди могут стяжать и передавать тапас, то их массовая вера во что-то или в кого-то имеет важное значение. И Вишну очень постарался, чтобы люди поверили именно в него.
Во-первых, последователи Вишну приписывали ему подвиги других богов и героев; во-вторых, ему же присваивались плоды положительных событий и счастливых случайностей; в-третьих, среди людей начали появляться аватары Вишну — его воплощения, направляемые и периодически напрямую управляемые богом.
Пока внизу слухи о силе и величии Вишну расходились среди людей как круги по воде, наверху он стяжал репутацию изворотливого и хитрого советчика, способного найти выход из самых сложных и запутанных ситуаций. Правда, иногда именно благодаря «советчику» эти ситуации стали настолько сложными и запутанными…
Вершиной творчества Вишну стал его аватар — Кришна Джанардана.
Как водится, он родился в царской семье, но ревнивый правитель испугался пророчества и приказал убить всех младенцев, подходящих по возрасту. Как водится, Кришна спасся чудесным образом и был воспитан неузнанным в семье пастухов. Как водится, совсем не простецкие манеры, мудрость, красота и, особенно, голос с детства привлекали к нему окружающих людей.
Когда Кришна вырос, он, как водится, сверг ревнивого правителя и собственноручно убил старого узурпатора. А потом совершил еще и много других подвигов.
Кришна стал лучшим и самым талантливым аватаром Вишну, но это была вершина перед падением в пропасть.
Будучи аватаром, Черный Баламут сочетал в себе гигантскую по человеческим мерам силу и божественный комплекс неполноценности. Он не мог жить обычной жизнью с людьми и не нужен был богам как равный, а только лишь как игрушка. Для преодоления этого комплекса существовал только один путь — стать выше всех.
Кришна решил превратиться из перчатки на руке бога в самостоятельного игрока… и стать новым богом… верховным богом. Для этого он научился порабощать людей и поглощать их души вместе с вожделенным тапасом и спровоцировал — той самой проповедью «Бхагавадгита» — битву между пандавами и кауравами, как огромное жертвоприношение самому себе.
Набрав достаточно энергии, Кришна выставил другим богам ультиматум… от которого они не смогли отказаться.
По сути, авантюрная игра Вишну и его стремление к власти лишили богов всемогущества и стали причиной гибели миллионов людей.
Благодаря хитроумной изворотливости Вишну и тому, что боги впряглись за младшего, основную опасность удалось перенаправить в сторону, но потери оказались чудовищными и невосполнимыми.
Если проводить геополитическую аналогию, то Вишну в этой интерпретации напоминает англосаксов и конкретно — Великобританию.
Несомненно, умные и технологичные. Отлично натаскались работать как с «маленьким человеком», так и с ресурсом людских масс. Мастера хитроумных схем, интриг и многоходовок. Великолепно умеют в самопиар и маркетинг. Характер нордический. Беспощадны к врагам Рейха.
Но вместе с тем с постоянством, достойным лучшего применения, англосаксы умудряются от избытка ума перехитрить всех вокруг и в том числе — самих себя.
Раз за разом их поначалу послушные аватары набираются сил, чудовищно прогрессируют и превращаются в экзистенциальную угрозу для хозяина.
И вот уже Германия бомбит британский остров, Китай становится главным геополитическим конкурентом США, а вчерашние колонии с недобрым прищуром потряхивают ядерным оружием.
Казалось бы — и поделом, но мы помним последствия авантюр Вишну: в истории Махабхараты его аватар Черный Баламут стравил народы и устроил бойню между двоюродными братьями пандавами и кауравами. Миллионы погибли, по сути, лишь потому, что Вишну хотел власти и силы. Его нежелание мириться со своим положением привело к катастрофическому разрушению устоявшегося мира.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
англосаксы если и похожи на персонажей, то персонажей романа, а не эпоса , а это большая разнuца : романЪ u эпосЪ. Въ эпосе англосаксы больше похожи на КауравовЪ.
"Любой, даже страждущий или падший человек, может немедленно очиститься, если будет повторять святое имя Господа, услышав его от истинного духовного учителя. Даже если человек произнесет имя Господа в шутку или случайно, и он сам, и каждый, кто его услышит, избавятся от последствий всех своих грехов. Так разве станут те, кто стремится сбросить путы материальной жизни, пренебрегать повторением имени Господа Шеши? У кого еще им искать прибежища?"
Шримад Бхагаватам 5.25.11:
"Даже если человек произнесет святое имя неосознанно, имея в виду что-то другое, либо в шутку, в какой-нибудь песне или даже с пренебрежением, он тотчас сбросит с себя бремя бесчисленных грехов. Это единодушно признают все знатоки священных писаний.
КОММЕНТАРИЙ: Преданным, участникам Движения сознания Кришны, часто приходится одеваться, как обычным карми, потому что в царстве демонов все настроены против вайшнавского учения. Современным демонам очень не нравится сознание Кришны. Сам вид вайшнава — его шафрановые одежды, бусы из туласи и тилак на лбу — сразу вызывает у демонов раздражение. Бывает, что они высмеивают вайшнавов, язвительно говоря: «Харе Кришна», но встречаются и люди, которые произносят «Харе Кришна» искренне. В любом случае, поскольку святое имя абсолютно, как бы люди его ни произносили — в шутку или искренне, — оно непременно окажет на них влияние."
Когда я тест Люшера по Машиной ссылке прошёл (~5 лет назад, правда), два раза - с одинаковым результатом, то она обзавидовалась. У меня там в конце вот это было (сохранил на память, сам удивился тогда)
игра Вишну и его стремление к власти лишили богов всемогущества и стали причиной гибели миллионов людей.
Генрих Гиммлер, рейхсфюрер СС, всегда носил с собою переведённое на немецкий язык издание Бхагавад-гиты — он считал её руководством по жестокости и террору и посредством её философии обосновывал Холокост. Миллионы погибли, по сути, лишь потому, что Вишну хотел власти и силы.
Думаю, чтобы убийцам не сойти с ума от убийств своих собственных родственников и нашли такой способ на время уйти от реальности в нирвану (погружающего ум в бесконечную череду перерождений, зависимого существования), ровно также как и алкоголь или всякая иная дурь.
Православные монастыри также были созданы для "лечения" обезумившихся от крови, в монахи уходили герои битв и сражений, от людей за крепостные стены в карцеры.
средний из братьев Пандавов Арджуна (их самый могучий воин) отказывается участвовать в убийстве родичей, но Кришна, который стал его возничим, разрешает этические сомнения героя в знаменитой проповеди — «Бхагавад-гите».
Событийный "сюжет" этой "поэмы" можно изложить в немногих словах: перед началом битвы на Курукшетре Арджуна, один из пяти братьев Пандавов, вдруг говорит Кришне, который был у него колесничим, что не может поднять оружие на своих двоюродных братьев Кауравов, других родственников, а также наставников и учителей, вставших под знамена Кауравов; в ответ Кришна проводит с Арджуной "разъяснительную беседу" и в конце концов убеждает его все же вступить в бой.
Содержание этой беседы — своего рода "божественное откровение": Кришна "открывает" Арджуне, что он, Кришна, на самом деле — Высшее Божество, исток и опора всего сущего. По ходу беседы Кришна объясняет Арджуне устройство мироздания, а также место и задачи в нем человека. В частности, выясняется: мироздание божественным промыслом устроено так, что Арджуна должен идти в бой и убивать своих родственников и учителей...
...Один из современных индийских переводчиков и комментаторов "Гиты", Свами Чидбхавананда, сравнил поэму с зеркалом, а различные ее комментарии — с отражениями в нем: "Каждый видит свое собственное лицо, отраженное в зеркале. И лишь само зеркало, в котором возникают отражения, и есть то общее, что объединяет все комментарии" [Гита-Чидбхавананда, 1991, с. 47]...
... В биографии Чайтаньи (1486-1533), бенгальского подвижника и религиозного реформатора (который сам был экстатическим бхактом Кришны), есть такой эпизод. Однажды Чайтанья зашел в некий храм. Там сидел человек и читал вслух "Гиту". Другие люди в храме смеялись над чтецом, потому что он смешно коверкал санскритские слова (очевидно, он плохо или совсем не знал санскрит). Человек же, читавший "Гиту", читал ее и плакал. Чайтанья спросил его, чтo именно, какие именно слова вызывают у него слезы. Человек ответил: "Я не понимаю ни одного слова, но когда я произношу их, я вижу Кришну в колеснице Арджуны. Он держит в руках поводья и что-то говорит Арджуне. Он прекрасен. И видя его, я плачу". Чайтанья сказал: "Поистине, ты знаток "Бхагавад-гиты". Ты знаешь истинный ее смысл".