Три струны трогают миллионы сердец. Это русский народный щипковый
инструмент. Приемом звукоизвлечения является бряцанье: удары пальцами
враз по всем струнам. Но действительно ли Россия родина инструмента?
По одной из версий она тюркского происхождения. «Бала» по тюркски
означает «дитя». Играя на ней успокаивали ребенка. БалалайкаРусь 250 лет
находилась под монголо-татарским игом. Возможно завоеватели и принесли в
страну инструменты, которые были дальними предками балалайки.
По
другой версии название связывают с манерой игры на балалайке. Его
определяли, как балаканье, балагурство, балабольство, бренчание. Это все
родственные слова. Отсюда появилось отношение к инструменту как к
несерьезному, мужицкому.
Первые письменные упоминания о
балалайке датированы концом 17 века. Еще 3 столетия назад сложно было
представить, что этот музыкальный инструмент с гордостью взойдет на
подмостки концертных залов.
В середине 17 века царь Алексей
Михайлович Тишайший издал указ, где повелел сжечь гудки, гусли, домры.
По его мнению — «бесовские сосуды». А кто не подчинится, приказано
отправлять в ссылку. Русская балалайкаНа домрах любили играть скоморохи.
Они распевали сатирические песни, высмеивая вельмож и духовенство. За
что подвергались гонениям. После запрета, домра к концу 17 века просто
исчезнет.
Свято место занимает новый инструмент с длинным грифом и
двумя струнами. Ни один народный праздник не обходился без балалайки.
Правда, внешний вид у нее был не такой, как сегодня. Мастерили крестьяне
такое произведение искусства из любых подручных материалов. На севере
это были долбленые деревянные ковши с жильными струнами.
Считается,
что первые балалайки имели круглую форму. Затем лопатообразную.
Многообразие размеров и форм поражало. Постепенно выработалась
треугольная форма. Народные умельцы изготавливали балалайки из дерева
без единого гвоздя. Все свое существование, эта треугольная певунья,
постоянно менялась.
Триумф в 18, сменяется почти полным забвением в 19 веке. Балалайка умирала.
Из
небытия воскресил ее дворянин, большой энтузиаст Василий Андреев. Он
решил модернизировать инструмент. Все оказалось не так просто.
Скрипичные мастера стыдились прикасаться к ней. Высший свет презирал
балалайку. Она была развлечением крестьянским. Андреев нашел мастеров.
Добился обучению игре и создал свой ансамбль.
В 1888 году
ансамбль впервые выступил под руководством Андреева в Петербурге, в зале
Кредитного собрания, уже на усовершенствованных им балалайках.
БалалайкаПроизошло это при содействии императора Александра Третьего.
Инструмент был возвеличен. Начался новый виток его развития. Балалайка
стала не только народным, но и концертным инструментом. Для него стали
писать сложнейшие произведения. От несерьезного имиджа не осталось и
следа. Из примитивной бренчалки балалайка постепенно превратилась в
красивый профессиональный инструмент.
Подозревал ли Василий
Андреев, создавший балалайку почти с нуля, какие возможности таятся в
инструменте, задуманном для исполнения народной музыки? Сегодняшняя
балалайка живет уже далеко за пределами своих традиционных жанров. Не
переставая удивлять возможностями своих всего лишь трех струн.
Сейчас
она стоит в авангарде развития культуры России. Музицировать на ней
получается все. От народной музыки до классики. Игра на балалайке
глубоко и прочно западает в душу, вызывая восторг. Простота игры и
широкий диапазон, делают ее уникальным, неповторимым инструментом
народности.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.