Пиратский череп с перекрещенными костями неожиданно обнаруживается на
нагрудном знаке одного из гусарских полков, сформированных в 1773 году и
воевавших вплоть до 1918 года. Почему такой неоднозначный символ
выбрали бравые гусары императорской армии, и какой смысл в него был
вложен? Многовековая военная традиция & российское ноу-хауВпервые
череп с костями был помещен на черные шапки-мирлитоны прусских гусар
Фридриха Великого в середине 18 в. Носили символ и уланы британской
армии, а также венгерские, немецкие, австрийские и итальянские
кавалеристы, летчики, штурмовики и танкисты на всем протяжении 19 и 20
веков. В русском армии череп впервые закрепили на шапках петербургские
кавалеристы-ополченцы конного Бессмертного полка, сражавшиеся во время
Отечественной войны 12-го года. Бело-серебряный череп со
скрещенными костями украшал нагрудный знак в виде черного мальтийского
креста и головные уборы черных гусар большую часть времени, что
существовал полк, но неофициально. При этом символ был настолько
популярен, что гусары любовались им в быту, заказывая мебель, столовые
приборы и предметы обстановки с Веселым Роджером. Огромный череп из
металла со светящими глазами-фонарями был даже установлен на балконе
одного из зданий польского Калиша, где в начале прошлого века собирались
офицеры. Только в 1913 году император Николай Второй официально
закрепил использование этого символа. Гусары первого и второго эскадрона
отличались тем, что первые носили черный значок с серебряным черепом в
рамке из серебряного гусарского галуна, а у вторых серебряный галун
отсутствовал. С
50-х гг. 18 века понятия смерти и бессмертия были чрезвычайно популярны
в западноевропейской культуре, а мода на романтизм побуждала гусар
использовать «мертвую голову» для поддержания романтического образа. Но
если в западных армиях череп с костями символизировал, в общем-то,
смиренную готовность отдать жизнь на поле брани, то в русской –
бесстрашие перед лицом смерти, готовность пожертвовать собой ради высшей
цели (победы в бою и спасения отечества). Значение символаСемантика
эмблемы русских гусар не имела ничего общего с устрашающим символизмом
пиратского Веселого Роджера. Ее значение восходит к христианской
традиции изображения Адамовой головы – останков прародителя всех людей
Адама, омытых кровью распятого Христа. Это омовение, согласно Священному
Писанию, стало началом чудесного избавления всего человечества от
грехов: после смерти Спаситель спустился в Ад, чтобы помочь всем
праведникам, в том числе и Адаму, достичь Рая. Поэтому в христианстве
череп с костями стал обозначением жертвенной смерти, которая дарует
Спасение и Воскресение в Жизни Вечной. Неслучайно Адамову голову можно
видеть и на многочисленных иконах, и на одежде монахов-схимников,
которые после пострига «заживо ложились в гроб», чтобы возродиться в
Жизни Вечной. Еще во времена Дмитрий Донского облачение чернецов
украшала Адамова голова и Голгофское распятие. Именно такую схиму
преподнес иноку Свято-Троицкого монастыря, Александру Пересвету,
преподобный Сергий Радонежский, а затем инок ценой собственной жизни
одолел ордынского богатыря Челубея, чем вдохновил дружину московского
князя Дмитрия Ивановича. Интересно, что монахи не облачались в доспехи –
они надевали черные схимы, украшенные Мертвой головой, брали в руки
черное знамя с тем же символом, и, демонстрируя презрение к смерти, с
молитвой шли в бой, веруя во спасение души в Царствии Божием. Закономерный выборНеудивительно,
что именно христианская символика оказалась так близка бесстрашным
русским воинам, отличившимся во многих военных кампаниях:
Русско-Турецкой, Отечественной 1812 года, заграничных походах 1813-14
гг., Первой мировой. Скорее всего, именно при освободительных походах
против Наполеона, сражаясь бок о бок с пруссаками, русские гусары и
обратили внимание на оригинальный символ на прусской форме. Его
христианское значение идеально вписалось в гусарское мировоззрение и
усилило романтический ореол, который гусары культивировали веками. Александра
Федоровна, взявшая над полком шефство в начале 20 века, предпочитала и в
официальных документах называть бесстрашных воинов «бессмертными»,
несмотря на то, что полк назывался Пятым Александрийским. Гусар также
называли «черными»: они носили черные доломаны, украшенные серебром.
Мундиры были введены еще Павлом Первым, взявшим за образец при
разработке гусарского обмундирования форму Пятого полка прусских гусар.
Однако, в выбранном цвете прослеживается и другая аналогия – с черными
схимами монахов-воинов. Третьим названием «гусары смерти» обязаны
курьезному случаю, произошедшему во время заграничной кампании против
Наполеона. Прусский фельдмаршал фон Блюхер после одного из сражений
перепутал своих гусар и русских, что было неудивительно. Залепленные
грязью с «кивера до пят», стоявшие в пороховом дыму гусары сражались
бесстрашно и доблестно, поэтому фельдмаршал решил, что это его воины и
приветствовал русских александрийцев как прусских гусар смерти.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|