Высокотехнологичные механизмы эпохи возрождения. Часть 2
Продолжаем экскурсию по технологиям высокоразвитой культуры эпохи возрождения.
Часы «Павлин» Часы были сделаны в 1770г в Англии. Предназначались в качестве подарка китайскому императору, но были проданы князю Потемкину для подарка Екатерине II. Часы доставили в разобранном состоянии и по дороге были потеряны некоторые детали. Их восстановил, отремонтировал И.Кулибин, который уже находился в должности механика при Академии наук.
Часы в рабочем состоянии до сих пор. Их заводят раз в неделю для поддержания работоспособного состояния. Каждые 15 минут звучит музыка и оживают фигурки трех птиц. Элементы механизма сделаны из серебра и позолоченной меди. Источник ***
Слева - часы из Германии, примерно 1550 года. Справа – часы 16 века, Британский музей.
Даже тогда был уровень высокий инженерной мысли. Перед изготовлением нужно рассчитать передаточное число механизма, что бы он точно передвигал стрелки в соответствии с длительностью суток. А для этого нужно было привлечь и астрономические наблюдения, либо привязываться к отсчету других часов.
Но это настольные часы. В конце 16 в. появились миниатюрные, вот примеры:
Можно только восхититься инженерам того времени. Или как их называют, просто часовых дел мастера.
Современный процесс сборки швейцарских механических часов:
Но перед сборкой все эти детали нужно изготовить с высочайшей точностью! Сейчас все расчеты делают в программе и детали изготавливаются на станках с ЧПУ. А как это было ранее?
Современное изготовление шестеренок для больших часов на токарных станках. Думаю, и раньше все было абсолютно так же. Пластины для шестеренок нужно было еще ровно напилить.
Справа - станок Меркляйн Роуз, 1780 г. для создания получения симметричных многолепестковых деталей. Слева: Токарный станок, Лондон, 1838 г.
По всей видимости, именно на станках с таким принципом работы получали шестерни для часов. А не вручную. Источники: [Нажмите, чтобы прочитать]
Станки 17в.
Другие примеры я показывал в предыдущей части.
Можно уже с уверенностью сказать, что разнообразные станки были не только в начале 19в., но и в 18в., а может и раньше. Об этом говорят и такие изделия как шарманки, часы, средневековые роботы (куклы). Уровень инженерной мысли в них - на высоком уровне. Для современного кустарного производства – недосягаем. А многие говорят, что раньше жили глупые предки.
Технология изготовление шестерней – вот интересный вопрос. Подробно про этот процесс нет нигде. Шестерни в часах вращаются во втулках. В современных – в рубиновых. А как делали узлы трения тогда, и в особенности в станках? Подшипники как делали? Или там тоже все на втулках? ***
Другой вид шедевра инженерной мысли и музыкальных способностей мастеров 18-19 вв. – это шарманки и музыкальные шкатулки:
Сейчас трудно вообразить, что бы какой-то мастер совместил свои таланты в чем-то подобном. Может те мастера и музыку свою для таких устройств писали?
Но эта автоматика 18в. еще «цветочки». Посмотрите на андроидов того времени, которые умели писать и играть на музыкальных инструментах!
Официальная информация про эту куклу-робота гласит: была изготовлена в 1770гг. швейцарским часовщиком Пьер Жаке-Дро. Этот автоматон способен писать гусиным пером предложения, длиной до 40 символов: «Я люблю тебя, мой город» или «Пьер-Жаке Дро - мой изобретатель». Автор дал ему название Каллиграф.Рост куклы-робота имеет пятилетнего ребенка. Конструкция состоит из 6000 деталей. Корпус состоит из дерева. Голова – из фарфора.
Кукла не просто пишет предложения, она еще мокает гусиное перо в чернильницу, стряхивает его, поворачивает голову, якобы следя за этим процессом и следит глазами. Пьер Жаке-Дро изготавливал куклу два года.
Автор-конструктор так же создавал часы с поющими птицами и фонтанами. Но у него есть еще два произведения инженерной мысли: куклы «Рисовальщик» и «Музыкантша».
Музыкантша состоит из 2 500 деталей. Она сидела за маленьким, но настоящим клавесином и исполняла музыку, нажимая на клавиши. Умела исполнять пять композиций. Кукла даже «дышала» и так же двигала глазами.
Кукла умеет рисовать портрет Людовика XVI и изображение его собачки Туту Все три куклы находятся в Музее искусства и истории Невшателя и до сих пор работают.
Думаю, это лишь дошедшие до нас изделия уникальных инженерных способностей мастеров того времени. Что бы сейчас такое повторить, нужен труд коллектива: от проектировщиков, до специалистов в токарном деле. ***
Что бы поддержать журнал, перейдите по ссылке на эту статью в Яндекс.Дзен. Можете прочесть там комментарии и оставить свой.
Если Вам нравится информация в этом журнале и статьи, которые размещает автор, то его можно поблагодарить здесь. Мотивация не бывает лишней. Благодарю всех, кто выразил свою признательность за время существования журнала!
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.