Как сообщил министр обороны Сергей Шойгу, в этом году в Краснодарское авиационное училище впервые примут на учебу не только юношей, но и девушек. Что это — хорошо забытый опыт легендарных военных летчиц времен Великой Отечественной или учет современной практики ВВС многих стран мира? Насколько вообще совместимы современные крылатые боевые машины и женщины в качестве их пилотов?
В известном старом кинофильме "Воздушный тихоход" его герои, военные летчики Великой Отечественной, поют такую песню: "Первым делом, первым делом — самолеты. Ну а девушки? А девушки — потом!". К слову, действие картины разворачивается как раз в женском полку малой авиации, на службе в котором состояли самолеты У-2 — "кукурузники". С началом войны эти самолеты стали переделывать в легкие ночные бомбардировщики, способные нанести по врагу точные и весьма чувствительные удары на предельно малых высотах и скоростях. За это пилотирующие их девушки получили от гитлеровских захватчиков прозвище "ночные ведьмы", явно намекающее на испытываемый врагами ужас от таких налетов.
Обучались будущие женщины-асы не в военных училищах, а в аэроклубах при ДОСААФ, также готовящих потенциальных военных летчиков. Именно это дало возможность с наступлением войны максимально использовать данный мобилизационный потенциал.
Правда, после Великой Победы женщины в военной авиации стали не очень востребованны и желательны. Но слабый пол и раньше доказывал, что далеко не всегда является слабым. Так, вторая советская женщина-космонавт Светлана Савицкая до своей космической карьеры уже имела за плечами обучение в Калужском авиационном летно-техническом училище, звание летчика-инструктора и несколько мировых рекордов. В том числе по скорости, почти втрое превышающей скорость звука. Тем не менее подобные примеры до этого были скорее исключением, подтверждающим общее правило: женщины-пилоты и ВВС — "две вещи несовместные".
В качестве формального объяснения такому положению вещей был представлен аргумент, касающийся больших перегрузок в современной авиации, которые, дескать, плохо переносятся женщинами. Объяснение во многом искусственное, потому что какие же чрезмерные перегрузки может иметь полет на гражданском авиалайнере, который перевозит маленьких детей, девушек и стариков?
К слову, машины военно-транспортной авиации от своих гражданских собратьев отличаются мало. Тех же десантников к месту высадки надо перевозить еще бережнее, чем гражданских пилотов: если последние сидят в креслах, пристегнутые ремнями, то крылатая пехота — на скамейках вдоль бортов и безо всяких ремней. Не создают запредельных перегрузок и бомбардировщики: недаром еще в войну на них нередко переводили летать выздоровевших после ранений пилотов истребителей.
Конечно, у женщин-летчиц есть определенные недостатки (с точки зрения начальства, конечно), связанные с их полом; например, риск отправиться в декрет. Но, в конце концов, у них есть и немало достоинств, благодаря которым прекрасный пол востребован в ряде армейских специальностей: это способность к длительной рутинной работе, повышенная ответственность и высокая переносимость бессонных ночей (эволюционное приспособление к материнским обязанностям), терпение и интуиция во время принятия важных решений.
Да, женщины и война — не самое лучшее сочетание. Но порой случаются ситуации, когда приходится выбирать не между хорошим и плохим, а между плохим и очень плохим. Как это было и в Великую Отечественную войну, когда стоял вопрос не просто о победе или поражении нашего народа, а о его физическом выживании под угрозой уничтожения нацистскими захватчиками. В народной войне на Руси традиционно участвовали все: от партизанки Василисы Кожиной в годы наполеоновского нашествия до сотен тысяч женщин-героинь в 1941–1945 годах.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.