Всегда ли худой мир лучше доброй ссоры в коллективе?
На работе мы проводим немало времени, а потому любые конфликтные ситуации в организациях, в рабочем коллективе сильно осложняет нам жизнь. Поспорили с начальником о сроках реализации проекта, на повышенных тонах обсудили с коллегами, на какую температуру настроить кондиционер, – и вот уже любимое дело не радует, как прежде. Как же избежать конфликтов в коллективе?
Скандал – «двигатель прогресса»? Офисные конфликты принято осуждать: считается, что конфликтующие сотрудники – это попросту скандалисты, не умеющие ладить с людьми. Между тем, специалисты-конфликтологи давно доказали, что без размолвок и ссор не может существовать ни одна общественная система, в том числе рабочий коллектив. Более того, нередко именно конфликт становится «двигателем прогресса».
К примеру, один отдел в компании постоянно конфликтует с другим из-за того, что необходимые сведения не передаются вовремя. Результатом разрешения такого конфликта вполне может стать установка нового программного обеспечения для быстрого обмена данными. Однако не всякий конфликт в рабочем коллективеможно разрешить конструктивно. Особенно опасны в этом плане те конфликты, участники которых, что называется, переходят на личности, задевая чувство собственного достоинства сослуживцев. Поэтому конфликтологи рекомендуют по возможности предупреждать конфликты в рабочих коллективах, а если они появляются – учиться разрешать их с пользой.
По данным Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, подавляющее большинство россиян (86%) привыкло разрешать конфликты самостоятельно. Лишь 5% работников привлекают к решению проблемы коллектив и только 2% обращаются к начальству.
Почему мы конфликтуем Конфликты в рабочих коллективах делят на два типа – вертикальные (не ладят начальство и подчиненные) и горизонтальные (ссорятся равные по положению сотрудники). Причин для рабочих ссор множество, одна из наиболее распространенных – недостаточно четко прописанные обязанности сотрудников. Кто руководит подготовкой конференции – директор по маркетингу или PR-директор? Почему два бухгалтера получают одинаковую зарплату, если один отвечает буквально за все, а второй лишь печатает платежки? Для предупреждения подобных конфликтов эксперты рекомендуют составлять должностные инструкции специалистов максимально конкретно, с указанием границ ответственности.
Другая распространенная причина неполадок в коллективе – разного рода нововведения. Новая система электронного документооборота, изменение сроков представления отчетов, неожиданно введенный строгий дресс-код – все это может спровоцировать конфликты. Подобные изменения, уверяют конфликтологи, обязательно должны сопровождаться разъяснением их целесообразности. Неравные условия равных по статусу специалистов – еще один возможный источник конфликтов в коллективе. Братья, супруги и друзья начальства нередко пользуются особыми привилегиями. Результат – накапливающееся напряжение, которое однажды может перерасти в открытый конфликт.
Наконец, причиной ссор в коллективе иногда становятся разные, порой несовместимые психотипы коллег, работающих «в связке». Сотрудник, который в силу природного темперамента неспешно, хоть и профессионально, выполняет свою работу, может стать объектом для недовольства более расторопных коллег.
Уступить – не значит проиграть Какой бы ни была причина конфликта, способы поведения в нем психологи сводят к нескольким тактикам: можно согласиться с противоположной стороной, настоять на своем, «спрятать голову в песок» или договориться о компромиссе.
Итак, вариант первый – согласиться с противоположной стороной. В каких случаях эта тактика может быть полезна? Когда противник намного выше Вас на служебной лестнице, когда Вы не уверены в своей правоте или в своих силах в открытом споре. К чему спорить с генеральным директором, если он – личность авторитарная и не хочет слушать другие мнения? Стоит ли доказывать, что коллега ошибается, если Вы предварительно не уточнили это наверняка? Уступить можно и в том случае, если причина конфликта слишком мелка, чтобы ввязываться из-за этого в серьезный спор.
Настаиваем на своем: спокойствие плюс аргументы Второй вариант – настоять на своей правоте. Это непростая тактика, зачастую требующая от человека изрядной силы характера. Психологи советуют не злоупотреблять подобным приемом, даже если вы начальник: чрезмерная авторитарность – не самая продуктивная модель поведения руководителя.
И все же в некоторых случаях настоять на своем бывает полезно – главным образом тогда, когда Вы абсолютно уверены в своей правоте, а ошибка может серьезно повредить общему делу. В такой ситуации можно поспорить и с коллегами, и с руководителем. Если же Вашу позицию сочтут верной и впоследствии Вы окажетесь правы, лишний карьерный козырь будет в Ваших руках.
Тактика страуса Третий вариант поведения в конфликтной ситуации называют тактикой страуса: сторона (или стороны) предпочитают игнорировать размолвку, уходя от открытого разрешения конфликта. «Я все равно проиграю»; «Никаких нервов не хватит на эти разборки», — примерно так рассуждают люди, выбирающие тактику страуса.
У ухода от конфликтов есть как преимущества (экономия энергии в заведомо проигрышных для Вас ситуациях), так и недостатки (невысказанные проблемы – это постоянный стресс). Психологи предупреждают: постоянно избегать решения проблем нельзя, иначе коллеги по работе перестанут воспринимать Вас как серьезного специалиста со своей точкой зрения.
Легко ли достигаются компромиссы Наконец, самая сложная, но весьма продуктивная тактика разрешения конфликтов – компромиссы. Как говорится, умение ладить с людьми приходит с усталостью от конфликтов. Порой прийти к общему знаменателю бывает сложно, однако умение договариваться с коллегами и партнерами – чрезвычайно полезный навык. Взаимные уступки или выработка нового курса занимают гораздо больше времени и сил, чем любая другая тактика, но подчас именно такой метод приводит к положительным изменениям во всей компании.
Как разрешить возникший в коллективе конфликт – решать только Вам. В каждом конкретном случае своя тактика: где-то лучше промолчать, а где-то – настоять на своем или попытаться договориться с коллегами полюбовно. Желаем Вам только конструктивного разрешения всех рабочих конфликтов!
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
...в некоторых случаях настоять на своем бывает полезно – главным образом тогда, когда Вы абсолютно уверены в своей правоте, а ошибка может серьезно повредить...
Точно сказано. Ибо, часто нежелание конфликтовать приводит к тому, что особо потерявшие из виду берега, норовят сесть на голову и свесить ножки... А когда начинаешь их сбрасывать, возмущаются, что им больно... Типа того: Есть два мнения: одно наше, а другое- неправильное! Мы с тобой НЕ СОГЛАСНЫ, вот и ТЕРПИ!
Деликатный вопрос можно задать: а с какого хрена, мне нужно ТЕРПЕТЬ?!
Ну, не согласны, и не согласны... имеете право. Мне-то с какого рожна МЕНЯТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ? Я что? Задолжала это кому-то? НЕТ! Тогда, брейк! И каждый в свой Угол! И не надо больше соваться в МОЙ угол! Начну огрызаться, нос откушу, или ухо! И не жалуйтесь потом! Сами виноваты, что стало больно!
Принимаются только гости с цветами и уважением, либо, доброжелательно настроенные Любознательные. Даже, неагрессивные прохожие...
А всех Поучателей- В БАНЮ! Поучайте лучше ваших поучат! А мне и без вас, есть у кого учиться! И я НИКОГО в учителя не приглашала. И СОВЕТОВ, ни у кого не спрашивала! Вот, когда спрошу, только тогда и можно будет что-то посоветовать... если будет желание.
Люди как и животные пытаются доминировать над другими, в армии, в тюрьме, на работе, в обществе, чтобы убрать конкурента, все средства хороши, в этом его несовершенство, такова его природа
Ни фига! Люди, как кошки, любят свободу и независимость! И чтобы никто не пытался залезть к ним на голову. А если это и отношения, то они должны быть гармоничными и в определенных границах. И на работе, и в браке, и в дружбе...
Как говаривали в незабвенной Матрице: Для начала, нужно понять главное: Ложки не существует!
Так вот, для начала, нужно понять главное: самоутвердиться в этой Жизни, можно только исключительно ЗА СВОЙ СЧЕТ! Вложив в себя Знания, Умения, попытаться обнаружить свой Талант и раскрыть его. Без этого, каждый пуст как глиняный кувшин! А звенит, только пустота, при том хламе, который туда накидали, как в урну, все кому ни попадя.
И еще, не менее важно, не позволять пустым кувшинам взгромождаться на тех, на кого ИМ захочется. Ибо там, может быть и сметана... Потому что тогда, она скиснет.
А созревшая она или нет, то, ни один пустой кувшин не касается! Пусть они будут озадачены тем, чем их Жизнь наполнит, если они сами этого делать не захотят! И уж, меньше всего, кувшин со сметаной волнует, а верит ли кто-то в то, что она в нем есть...
Жить независимо от общества, это уйти жить в лес, стать монахом,это битва за жизнь, где спичка может быть ценностью из за которого будет зависеть жизнь. Да можно так жить, если под рукой есть волшебная палочка, в виде бестопливного генератора, платформы гребенникова, когда пришол в общество взял, что надо и испарился в свой мир, как фантомас
Жить в социуме, это договариваться о том, какую черту нельзя переступать. А когда сознательно приходят вампирить энергетически, то, пусть потом и не жалуются, что им больно.
Не надо оголять чужие нервы, а потом хвататься за них. Током долбануть может посильнее, чем от розетки.
А огонь можно получить, даже из мокрой крапивы в дождь. Нужно просто, ЗНАТЬ КАК!