Рынок уступает расчётам
Пять — семь процентов в год — такие минимальные ежегодные темпы прироста валового внутреннего продукта, по мнению открывшего дискуссию Геннадия Зюганова, способны гарантировать место России в первой пятёрке мировых экономических лидеров. Но такие темпы нынешняя либеральная политика Правительства обеспечить не способна, как считает председатель КПРФ. Поэтому депутаты-коммунисты подготовили 12 законопроектов, которые способны коренным образом изменить экономическую ситуацию в стране.
Основа этих документов — уникальный опыт 200 так называемых народных предприятий, руководимых коммунистами или их единомышленниками, которые демонстрируют опережающие темпы роста сравнительно со среднестатистическими показателями. Но главное, по словам Зюганова, — перейти наконец к стратегическому планированию в экономике, закон об основах которого бездействует уже четыре года. Тогда возможно будет создать бюджет развития в объёме не меньше 25 триллионов рублей (или 25 процентов ВВП), который станет опорой для мощного рывка вперёд.
Можно соглашаться или нет с лидером КПРФ, но факт остаётся фактом: пока федеральный центр по разным причинам не переходит к стратегическому планированию, в отдельных российских областях, которые возглавляют коммунисты, явочным порядком осуществляют стратегическое планирование в пределах региональных бюджетов и задач, используя полномочия, предоставляемые законодательством.
Какие же итоги? О них рассказал Сергей Левченко, губернатор Иркутской области. За три года своего губернаторства он воссоздал систему стратегического планирования, призванного максимально ускорить развитие региона.
Этот процесс увенчался формированием в июле 2018 года Государственного комитета по планированию социально-экономического развития Иркутской области. «Мы решили, что хватит уповать на волшебную силу рынка, — отметил губернатор, — без комплексного стратегического планирования на основе современных цифровых методов расчётов межрегиональных и межотраслевых балансов, без конкретных натуральных показателей роста и ведущей роли государства-драйвера приоритетов развития, достичь опережающих темпов будет весьма проблематично».
Губернатор знает, о чём говорит: первый этап перехода к планированию, который начался три года назад, дал прекрасные результаты: налоговые поступления за два последних года увеличились более чем на 30 процентов, темпы роста валового регионального продукта в последнюю трёхлетку были не ниже трёх процентов, а в 2018 году составят около восьми процентов при среднестатистических по стране в 1,5 процента!
Каковы же стратегические цели вновь созданного регионального Госплана? Их три: рост экономики, рост бюджета, рост уровня жизни, как главный показатель, подчеркнул Левченко. Новый орган будет осуществлять планирование на основе межотраслевых и межрегиональных балансов, определяя цели не в режиме прогноза, а во вполне конкретных натуральных показателях, насколько и как улучшилась жизнь рядового гражданина. К примеру, в 2023 году намечено увеличить размеры номинальной среднемесячной начисленной зарплаты иркутян с нынешних 38 тысяч рублей до 58,2 тысячи рублей, ожидаемая продолжительность жизни должна составить 74,2 года вместо 69,2 года в 2017-м, ежегодный ввод жилья возрастёт до 1400 тысяч квадратных метров, дав прибавку каждому жителю области в три квадратных метра в среднем. И такие улучшения намечены по каждому социально-экономическому направлению — от занятий спортом до роста объёмов экспорта и самообеспечения региона мясом.
Стабильное и нарастающее экономическое развитие, имеющее конкретную цель — сделать сытой и достойной жизнь сограждан, — возможно в единственном случае — необходимы приоритеты для высокотехнологичных отраслей, дающих высокий уровень добавленной стоимости. Госплан и призван сформировать, в частности, благоприятную среду для привлечения инвестиций и высоких технологий, что юридически закреплено в структуре Государственного плана социально-экономического развития Иркутской области на 2019-2023 годы.Приангарье — не единственный регион, где официально применяют принципы стратегического планирования; по сходному пути идут и в Орловской области. Правда, результаты там пока не столь впечатляющи, как сказал губернатор-коммунист Андрей Клычков, по причине того, что он возглавляет область всего лишь год. Но и за это время удалось, внедрив элементы стратегического госпланирования, уменьшить долг области на 200 миллионов рублей, нарастить объёмы дорожного строительства на 20 процентов, приступить к созданию селекционных центров элитных сортов пшеницы и кормовых трав, увеличить налоговые поступления в бюджет. И главное - определить приоритеты в развитии вплоть до 2035 года. Перестроена и структура областного правительства, в котором появился первый заместитель губернатора по стратегическому планированию и соответствующий департамент.
«Цифровизация хаоса»
Но насколько объективна необходимость возродить плановые структуры, напоминающие советские аналоги? Елена Ведута, заведующая кафедрой стратегического планирования и экономической политики МГУ им. М.В. Ломоносова, убеждена, что этот процесс, искусственно прерванный в начале 1990-х, актуален и востребован. Более того, стратегическое планирование в масштабах страны — единственный путь избежать хаоса и поражения в результате новой экономической агрессии Запада против России.
Принципы и методы советского Госплана, которые, кстати, успешно используют во всех экономически успешных странах, развитые в кибернетических формах на основе глобальной цифровой платформы, гарантируют эффективное использование природных ресурсов нашей самодостаточной в этом отношении страны и передовые позиции на мировом рынке.
Альтернатива в виде «государства — цифровой платформы», которую предлагают либеральные экономисты, означает, по словам Ведуты, «цифровизацию хаоса» и не способна решить ни одной проблемы, по существу лишь имитируя переход к постиндустриальному информационному обществу.
Павел Грудинин, директор ЗАО «Совхоз имени Ленина», видит проблему в другом: успехи отдельных регионов в стратегическом планировании неоспоримы, но не могут сыграть роль в коренном преобразовании экономики. Для этого необходим переход к государственному планированию в масштабах страны.
Иначе по-прежнему в высших государственных экономических документах будут присутствовать грубейшие ошибки, примеры которых привёл Грудинин, дав понять, что речь идёт не только о некомпетентности, но и о вполне конкретных интересах влиятельных социальных групп, ориентированных на западные модели развития и имеющие в результате этого немалые материальные профиты.
Какие же рекомендации выработал «круглый стол»? Они кратки и логичны — рекомендовать Президенту России рассмотреть вопрос о перспективном планировании экономики, реорганизовав Минэкономразвития в новый планирующий орган — Росплан. А Правительству разработать и внести в Госдуму соответствующие поправки в законодательство.
Юрий Скиданов,