Китай, Россия и возвращение цивилизационных государств
ХХ век ознаменовался падением империй и триумфом национальных государств. Основой легитимности государства стало национальное самоопределение, а не наследственная передача власти в рамках династии или имперское правление. Сегодня мы наблюдаем конец либерального миропорядка и подъём цивилизационных государств, которые претендуют на то, чтобы представлять не просто нацию или территорию, а исключительную цивилизацию. Например, правящие классы Китая и России отвергают западный либерализм и распространение глобального рыночного общества.
Возобновление соперничества между великими державами, особенно остро проявившееся с ростом России и Китая, препятствует попыткам Запада установить единый набор стандартов и правил в международных отношениях. Лидеры таких держав, к числу которых при Дональде Трампе можно отнести и США, отвергают универсальность прав человека, верховенства закона, уважения к фактам и свободы прессы в пользу культурных различий. Давно остались позади времена распространения общечеловеческих ценностей эпохи просвещения.
Китайский лидер Си Цзиньпин отстаивает модель «социализма с китайскими чертами», соединяющую ленинское государство с неоконфуцианской культурой. Владимир Путин определяет Россию как «цивилизационное государство», которое не является ни западным, ни азиатским, а уникальным евразийским. Си Цзиньпин неоднократно призывал элиты страны «привнести новую жизненную силу в китайскую цивилизацию, придав импульс культурным элементам, которые выходят за пределы времени, пространства и национальных границ, обладая как вечной, так и актуальной для сегодняшнего дня ценностью».
Как и Си, Путин полагает, что западные либеральные принципы не являются универсальными и не отражают уникальную культурную самобытность России. Выступая в 2012 году перед обеими палатами российского парламента, он заявил, что российское «цивилизационное государство» защищает страну от «растворения в нынешнем многообразном мире». Запад представляет угрозу для этой цивилизации, потому что, по словам Путина, он отрицает моральные принципы и традиционный образ жизни. Кстати, Трамп и его бывший советник Стив Бэннон в целом согласны со стремлением восстановить иудейско-христианские ценности, несмотря на собственное аморальное поведение.
В глазах Кремля слабость Запада делает его непредсказуемым и более агрессивным, как в случае с антироссийскими экономическими санкциями. Но в равной степени сложившаяся ситуация даёт возможность утвердить евразийскую идентичность России вопреки какой бы то ни было интеграции с западными державами. Самоопределение России как цивилизационного государства обеспечивает Путину оправдание для вмешательства в дела постсоветских стран с русскими меньшинствами, таких как Грузия и Украина. Намерения заключаются не в территориальном завоевании, а в утверждении стратегического влияния. Они служат более широким целям восстановления России как великой державы наряду с США и Китаем.
Москва использовала цивилизационные аргументы для обрамления вмешательства в ближневосточные дела, где она вытеснила США с позиции основного игрока. Военная помощь правительству Башара Асада во время длительной и жестокой гражданской войны превратила Сирию в зависимое от России государство. Эти действия подкрепили миссию Москвы, сводящуюся к тому, чтобы помешать исламистским джихадистам создать мощную армию и административный аппарат, которые могли быть использованы для уничтожения оставшихся в регионе православных христиан.
В 2016 году известный российский дирижёр Валерий Гергиев, близкий к Путину, провёл концерт на сцене древнего римского амфитеатра Пальмиры, который является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Город был отбит у боевиков ИГ, которые проводили казни на этих руинах. В своём обращении к аудитории по видеосвязи Путин призвал к всемирной битве против варварских сил исламистского терроризма. Идея его выступления заключалась в том, что Запад утратил моральную монополию, в то время как Россия выступает силой добра. Такова кремлёвская версия цивилизационной миссии.
Либеральный Запад и цивилизационные государства Китая и России зажаты в тисках битвы между соперничающими «цивилизационными» миссиями, причём условия дебатов между разными цивилизациями наверняка не будут западными. Как утверждает Кристофер Кокер в своей работе «Подъём цивилизационного государства», сопротивление незападного мира означает, что «Запад может оказаться не у дел при формировании истории других стран или даже своей собственной истории».
Один из вероятных сценариев заключается в том, что решающие конфликты будут проходить не между Западом и Азией, а между олигархическими и демагогическими силами каждой из сторон. Мир скатывается в «мягкий» тоталитаризм, основанный на наблюдении и социальном контроле. Либеральный универсализм разрушается, и новая глобальная «культурная война» восстанавливает консервативных националистов против либеральных космополитов. Перевод Наталья Головаха
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.