Воронцовский дворец . Часть 1. Внешний осмотр.
Автор – Владимир Козин
Данную тему впервые поднял Лев Худой в статье "невозможный Воронцовский дворец", за что ему огромное спасибо. Будучи в Крыму в июле 2017 г я не мог не обойти такое замечательное место и проверить собственными глазами – правда ли то, что написано и так ли это на самом деле.
Оказалось правда, даже больше чем правда. Но обо всем по порядку.
Как оказалось, из долерита, или как говорят экскурсоводы из диабаза, выстроен не только дворец. Вокруг дворца всё из этого камня. В паре сотен метрах от дворца вверху на горке площадь с магазинчиками и автостоянкой, так вот ступеньки к ней (лестница) так же сделаны из этого камня. И поребрики вдоль лестницы. Аналогично вниз к морю и по сторонам. И разного рода статуи тоже. Сам ландшафт этого участка местности представляет собой долеритовый склон горы. Он там всюду. В виде скал, булыжников, стен и т.д.. Ограждение (решетки, стены забора) дворца местами просто стыкуется с каким-нибудь долеритовым булыжником.
За забором видны громадные глыбы из долерита.
Вообще сам камень мелкозернист и очень похож на обычный цементно-песчаный бетон. У меня сперва даже возникла мысль – а не бетон ли это всё? И скалы обтекаемые, как будто из гигантского ковша налитые. Однако справочный материал прямо указывает на то, что долерит является продуктом вытекания магматических пород и по сути является застывшей вулканической лавой, как и базальт. В Крыму сейсмическая активность большая, выходы магматических пород вполне могли быть. Так что вопрос "бетона" снимается с повестки дня.
Здесь видно, что забор из долерита стыкуется в булыжником из долерита.
Стены забора вокруг дворцового комплекса достаточно толстые, состоят из блоков. При том что внутренние блоки тонкие и являются лишь фасадной декоративной отделкой. Внутренняя часть ограждения уложена беспорядочным способом из необработанных камней уложенных на затвердевающий раствор. Самое интересное, что булыжники собраны разные, не только долеритовые. Есть и из обычного гранита. Тут правда возникает закономерный вопрос – не новодел ли это? Или следы реставрации?
Теперь давайте посмотрим на сам дворец. Он имеет сложные геометрические формы. Обратите внимание на оконные проемы.
А здесь на оконные рамы. Они из камня! Даже если бы это был материал значительно более мягкий чем диабаз, лично я не представляю, как это можно сделать чтобы не расколоть или не сломать. И уж точно это сделано не методом долбежки молотком по зубилу. А только высокооборотистым инструментом. Или если отлить в форме. Обратите внимание на то, что горизонтальная перекладина целая, вертикальные к ней приставлены.
Орнамент дворца перенасыщен декорами сложнейшей формы.
Похоже что остроконечная маковка является единым целым с верхним блоком. Во всяком случае шва я не увидел.
А здесь маковки (купола) башенок внутри полые!
Вспоминается доктор Ватсон...
Входные группы (двери) тоже не простые. И даже с барельефами.
Причем с одной стороны мальчик, с другой девочка. Видимо не просто так.
Порог так же сложнейшей формы (боковые части).
Какие фрезы использовались чтобы так точить я не представляю.
Логично предположить что это не механическая обработка, а литье. Сторонников этой версии очень много. Однако факты говорят об обратном. Налицо следы именно механической обработки камня и сейчас я это покажу. Здесь хорошо видно что по "дикому" камню прошелся "рубанок" и снял несколько миллиметров слоя. При том что "рубанок" и фреза работали уже по готовому оконному и дверному проему. Подобная технология сейчас используется при изготовлении дверных и арочных проемов в внутриквартирных перегородках из пазогребневых плит, сперва делается стенка, потом в ней прорезается проем любой формы.
При близком рассмотрении видно шаг и зуб "рубанка" и фрезы". Одинаковый шаг с достаточным промежутком говорит о постоянной скорости инструмента, причем достаточно большой скорости. Обработка камня шла быстро и на удивление легко. Как буд-то по мягкому. Подобный след оставляет ручная ножовка в гипсовых плитах и газобетонных блоках при современном строительстве и отделке помещений.
Здесь так же хорошо видна работа фрезы.
Причем на заборе выделка камня отличается. Она менее качественная. Не знаю, или данная часть забора подверглась водной эрозии, то есть какое-то время находилась в воде, либо фреза была другой. Оба варианта одинаково возможны, при том что эта часть забора находится ниже дворца примерно на 5-10 метров. Если допустить вариант водной эрозии, то получается что поднятие уровня воды в Черном море в 18 веке можно достаточно точно определить – примерно до уровня стен дворца. А это 45-50 метров от современного уровня. То что дворец старше чем нам говорит официальная история – бесспорный факт. Граф Воронцов со своими крестьянами понятное дело ничего не строил и построить не мог в принципе. Это дело рук мастеров прошлой ойкумены. Великих мастеров. А граф молодец в том что всё это расчистил, привёл в порядок и сохранил для наследников.
Однако не всё сохранилось. Присутствуют и обломки, в частности колонн.
И никаких следов арматуры в обломках мы не наблюдаем. В пользу предположения о том что какое-то время нижняя часть дворцового комплекса была под водой говорят и ступеньки парадной лестницы. Они имеют ярко выраженные следы эрозии и отслоений.
При том что так же хорошо просматриваются следы от пилы.
Внимательный осмотр "дикого" камня в окрестностях дворца позволил так же выделить следы отслоений. При том что снаружи "дикий" камень почему-то частично окрасился в красный цвет. Видимо водоросли...
Чтобы окончательно отсечь мысли о бетонном характере камня приведу пару фото со следами кварцевых прожилок которые возможны только в природном камне и невозможно повторить бетонной технологией. Эти кварцевые прожилки, равно как и текстурный рисунок природного камня, хорошо заметен как на стенах, так и на ступенях , на заборе и т.д.
Кстати ступеньки лестницы тоже не простые. Смотрим как сделана нижняя ступенька. И не лень было?