Израильская фирма получила великолепную возможность изрядно нажиться на экспорте машин крупнейшего вертолетного завода страны. Чиновники военно-промышленного комплекса без звука подписывают необходимые документы, несмотря на их очевидную сомнительность. Интересы израильской стороны здесь понятны, а мотивы лоббистов с российской стороны могут быть самыми разнообразными – от банального головотяпства и жажды наживы до этнической солидарности и реализации долговременных стратегических планов своих зарубежных хозяев.
Кремлевская расчлененка
Одним из наиболее действенных методов уничтожения советских предприятий, в том числе и военных, стала внедряемая сверху система внутреннего хозрасчета. Согласно рецептам сперва горбачевских, а потом и ельцинских экономических гениев, концерны разбивались на отдельные подразделения, которым предлагалось вступить в рыночные отношения между собой. Эффект получился примерно такой, как если бы человеку отрезали голову и заставили левую руку заключить договор с правой ногой. Например, на Ленинградском сталепрокатном заводе прокатный цех и газозащитная станция были преобразованы соответственно в АО «Сталь» и АО «Энерго», их начальники быстро переругались из-за цен на газ, а мобилизованный пролетариат начал попросту бить друг другу морды.
Серьезно ударила расчлененка и по Московскому заводу имени Миля, традиционно являвшемуся одним из крупнейших в мире производителей вертолетов. Даже сейчас, после значительного сокращения экспорта, почти каждый пятый вертолет планеты носит марку «Ми», а в последние годы существования СССР таковых насчитывалось до четверти. Экспортные поставки вертолетов Миля в 1970–1990 годах составляли порядка 40% общего объема советского авиаэкспорта и, казалось, МВЗ мог уверенно смотреть в будущее.
Однако в первой половине 1990-х годов относительному процветанию пришел конец. Для начала его сократили до собственно конструкторского бюро в Москве и опытного завода в Панках, предоставив предприятиям по выпуску серийной продукции выплывать как могут. Затем генеральный конструктор Михаил Вайнберг предоставил самостоятельность уже различным отделам внутри КБ. Разработчики лопастей винтов приобрели полную независимость относительно проектировщиков втулок, а те, в свою очередь, стали абсолютно самостийны относительно редукторщиков.
Производство дезорганизовывалось, кадры разбегались, выпуск продукции падал, а господа реформаторы уверенно объясняли, что во всем виновата форма собственности.
Не мытьем, так катаньем
Сейчас даже вспомнить смешно, с каким бараньим доверием внимало российское общество мудрым советам фанатов свободного рынка, едва успевших переквалифицироваться из коммуноидных пропагандистов. (Помнится, начальник нашей акустической лаборатории как член КПСС был обязан посещать лекции Чубайса насчет грядущего торжества социалистической экономики). Вряд ли стоит лишний раз напоминать, к чему привели их гениальные указания в масштабах страны, а для МВЗ акционирование едва не обернулось полным крахом.
К 1998 году доля государства уменьшилась до 31,5% акций (первоначальный проект чубайсовско-коховского Госкомимущества предусматривал полное устранение государства от управления концерном). Среди прочих владельцев на первый план стали выдвигаться две конторы. А именно главный кредитор завода Межрегиональный инвестиционный банк (2,1% акций) и основной американский конкурент Миля компания «Sikorsky International Operation Incorporaited» (соответственно 9,38%). Само собой, для установления надежного контроля за предприятием этого было совершенно недостаточно. И вскоре в дело вступила созданная специально для внедрения на российские оборонные рынки американская же оффшорная фирма «Cubs Oppenheimer Corporation» (дословно – «Корпорация щенков Оппенгеймера»), сумевшая оперативно собрать в своем кармане почти четверть акций.
Всего же в руках иностранных держателей к концу 1998 года оказалось 41,28% акций, хотя по закону «О государственном регулировании развития авиации» полагалось не более 25%. Концерн, производивший 95 из 100 выпущенных в России вертолетов, оказался на грани банкротства. Его долги достигли 190 миллионов рублей, численность работников сократилась в два с лишним раза. Однако вскоре был принят Закону о военно-техническом сотрудничестве, согласно которому контрольный пакет акций должен находиться в руках государства, – и «щенкам Оппенгеймера» пришлось срочно сливать свою долю. Основным негосударственным акционером стали фирмы, завязанные на председателя правления МИБ, бывшего врача-кардиолога Игоря Владимировича Круглякова. В свое время Кругляков поднялся на коммерческих операциях вокруг печально известного Национального фонда спорта, а теперь возглавляет Совет директоров МВЗ.
Вошедший в Совет директоров МВЗ одновременно с Кругляковым его бывший зам. по МИБу, питерский бизнесмен Михаил Вячеславович Хейфиц ранее занимался исключительно производством и экспортом военно-морских вооружений. Оказавшись брошенным на вертолеты, Хейфиц уверенно взялся за дело, в чем ему помогли многочисленные полезные связи. По имеющимся данным, Михаил Вячеславович весьма близок курировавшему оборонку вице-премьеру Илье Иосифовичу Клебанову, а заодно и приходится родным сыном одному из отцов современного израильского флота. Тут же на горизонте всплыла загадочная фигура бывшего гражданина СССР, а ныне главы швейцарской фирмы «Shiran General Trade AG» Шимона Якобсона, по слухам имеющего хорошие контакты с израильской авиафирмой «Israel Aircraft Industries Limited».
Но поскольку для ввода в дело IAI, или как ее называют российские коллеги, «Ай-яй-яй», требовалось основательно зачистить территорию, в ход была пущена самая гуманная в мире российская юстиция. Избрав в качестве повода просроченную выплату технического кредита на в общем-то смешную по масштабам МВЗ сумму в 200 тысяч рублей, столичный арбитражный суд объявил предприятие банкротом. С того времени на заводе сменилось несколько директоров и внешних управляющих, было заключено множество финансовых соглашений, а кое-кто из менеджеров даже пережил покушение и оказался за решеткой. МВЗ затрясло с новой силой, а газеты запестрели душераздирающими статьями о царящем вокруг предприятия криминальном беспределе. И вот тогда-то на сцену вышла «Israel Aircraft» в лице главы ее представительства по СНГ и Балтии Дова Бараза.
Явление палестинского гостя
Господин Бараз появился на МВЗ удивительно «вовремя». К 2002 году до Кремля наконец дошло, что последствия расчлененки надо как-то разгребать. Из МВЗ, Казанского, Ростовского и Улан-Удэйского вертолетных заводов было запланировано создать единый холдинг с общим пакетом акций. При подобном раскладе доля группы Круглякова-Хейфица там значительно снижалась и «сладкая парочка» лишалась реальной возможности влиять на ситуацию. И вот тут-то Бараз направил первому заместителю генерального директора Российского Авиационно-космического агентства Валерию Воскобойникову весьма примечательное письмо:
«Уважаемый Валерий Иванович. Как Вы, несомненно, помните, на встрече 31 мая сего года между Министром Российской Федерации по промышленности, науке и технологии г-ном И.И.Клебановым и делегацией корпорации “Израэл Эаркрафт Индастриз (IAI)” во главе с Президентом г-ном М.Керетом обсуждалось сотрудничество IAI с МВЗ им. Миля по модернизации вертолетов Ми-17/8 и Ми-24 для заказчиков из третьих стран. В ходе встречи г-н Клебанов поручил Вам организовать немедленную встречу представителей МВЗ им. Миля с делегацией IAI, что, к сожалению, оказалось невозможным в связи с фиксированной датой отъезда израильской делегации. Просим Вас организовать указанную встречу и сообщить нам дату ее проведения для прибытия в Москву соответствующей делегации IAI. Наш контактный телефон: 258-2837; факс: 258-2838».
Несмотря на все усилия Клебанова с Баразом, согласование и подписание затянулось на год с лишним. Когда же «Соглашение о сотрудничестве» за №838/м от 1 июля 2003 года появилась на свет, то выглядело оно весьма странно, уже по первому абзацу:
«Открытое Акционерное Общество “Московский Вертолетный Завод им. М.Л.Миля”, Российская Федерация, именуемое в дальнейшем “МВЗ”, в лице Генерального директора Андрианова Юрия Михайловича, с одной стороны, и корпорация “ISRAEL AIRCRAFT INDUSTRIES LTD (IAI)”, Израиль, именуемая в дальнейшем “IAI”, в лице Генерального директора подразделения “LAHAV” Давида Дагана, с другой стороны, заключили настоящее Соглашение о сотрудничестве в области модернизации семейства вертолетов Ми-8/17 гражданского назначения на рынках третьих стран путем оснащения оборудованием, поставляемым “IAI”».
Прежде всего, в глаза бросается очевидно неравный статус подписантов. Если с российской стороны документ завизировал генеральный директор МВЗ, то от имени IAI свой автограф поставил руководитель одного из ее подразделений. И уже из-за этого соглашение выглядит весьма сомнительным. Все равно, что президент Путин подпишет официальный договор с Америкой, а с той стороны вместо коллеги Буша закорючку начертает губернатор Аляски.
Представляется крайне сомнительным, что руководство завода Миля так уж хорошо знакомо с уставом IAI и уверено, что тамошние начальники отделов имеют право подписываться за все руководство. А вдруг не имеют? Тогда подлинные боссы IAI могут законнейшим образом нарушить соглашение в свою пользу. Чтобы потом, свалив все шишки на Дагана и официально уволив его за превышение полномочий, втихомолку выдать начальнику «Lahav» солидную компенсацию, а российских партнеров оставить несолоно хлебавши.
Не менее странно выглядит и упоминание о гражданских Ми-17. Такое название испокон веков носит как раз военный вариант гражданского вертолета Ми-8, и есть все основания полагать, что речь в соглашении идет именно о нем. А коли так, соглашение касается не только сугубо штатской, но и военно-транспортной машины, в результате чего оно кажется просто незаконным. На это заводскому начальству справедливо указывалось в письме Комитета РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами за №1984 от 13 июня 2002 года. Раз нет у России с Израилем межправительственного соглашения по ВТС, значит и самого ВТС быть не должно.
Ну и наконец, абсолютно непонятно, что дает российской стороне соглашение насчет оснащения экспортных вариантов своих Ми-8 и Ми-17 исключительно оборудованием, мягко говоря, не самой крутой фирмы, которая, к тому же, ранее вертолетами реально не занималась. Ни «Сикорский», ни французский «Аэропасьяль», ни другие крупные компании этого профиля за «айяйяевским» оборудованием, насколько мне известно, в очередь не выстраиваются. Так с какого перепугу в России должны поступать наоборот?
Совершенно аналогичные вопросы можно задать и авторам другого соглашения о сотрудничестве, подписанного, по имеющимся данным, 6 февраля нынешнего года представителями IAI и «Рособоронэкспорта». Подписанию предшествовало очередное письмо Дова Бараза – на сей раз первому замдиректора «Рособоронэкспорта» Сергею Чемезову.
Уже в преамбуле к соглашению бросается в глаза странное желание способствовать установке на модернизируемые вертолеты оборудования производства неких «западных стран», причем что это за государства – не уточняется. И подписей их представителей в тексте не предусматривается. По факту же получается, что израильская сторона активно и вряд ли бескорыстно лоббирует европейские и американские компании, а представители РФ усердно им содействуют.
Более того, пункт 2.5 («Стороны обеспечат координацию действий соответствующих промышленных предприятий своих стран с целью недопущения внутренней конкуренции в процессе Модернизации вертолетной техники») откровенно направлен против российских производителей оборудования. Из его текста ясно следует, что выбирая между продукцией, скажем, петербургского «Радиоприбора» и аналогичными изделиями IAI, РФ должна независимо от цены и качества отдать предпочтение израильтянам!
Не менее неприятная ситуация складывается и с доступом IAI к российским конструкторским разработкам. Ведь помимо прочих в соглашении имеется и пункт 2.7.2, гласящий, что в рамках совместных проектов стороны «предоставляют друг другу наиболее конкурентоспособную информацию». Тогда как информацию эту Израилю можно будет продавать без нарушения закона только после подписания Соглашения о военно-техническом сотрудничестве. Во всех прочих случаях происходящее отдает откровенным разглашением государственной тайны.
Что же касается обтекаемых формулировок типа «предоставляют друг другу», то они могут ввести в заблуждение разве что человека безнадежно далекого от темы. IAI за всю свою историю конструирование вертолетов почти не занималась, из чего следует, что ничего принципиально нового здесь предложить она не сможет. То есть пункт 2.7.2 есть плохо скрытая лазейка для израильтян к российскому ноу-хау.
Если же ближневосточные партнеры решат попросту приватизировать полученную информацию, то жаловаться на значащихся в соглашении уже упоминавшегося Дагана и вице-президента IAI по маркетингу Фишмана будет реально некуда. Потому что основной текст и приложенное к нему «Соглашение о конфиденциальности» за номером Р/3761143-449374 откровенно противоречат друг другу. Согласно первому тексту, возникший спор должны разбирать три члена Международной торговой палаты в Женеве, а в приложении предписывается передать разрешение конфликта одному-единственному представителю Арбитражного института Торговой палаты Стокгольма. И пока швед со швейцарцами будет препираться кто из них круче, изобретения специалистов Миля запросто успеют обернуться золотым дождем для наших ближневосточных партнеров.
Воздушные флибустьеры
Но может все обстоит не так плохо? Может быть, несмотря на мелкие шерховатости соглашений, они обернутся изрядной выгодой не только для израильской, но и для российской стороны? Увы, практика показывает, что при модернизации российской авиатехники Тель-Авив часто предпочитает откровенно пиратские методы.
Например, договорилась та же IAI с российской вертолетной фирмой «Камов» о совместном участии в тендере на производство в Турции ударных вертолетов Ка-50-2. И все бы хорошо, но примерно через год граждане, весьма похожие на «айяйяевских», появились на территории стран, традиционно предпочитающих российское оружие, типа Индии и Китая. В каждой из них оборотистые хлопцы усиленно предлагали задешево наладить производство вертолетов, ну очень напоминающие камовские.
Еще раньше на весь мир прогремела история о скандальной модернизации Израилем истребителя Миг-29, когда для создания конкурирующей с российской модели были успешно использованы российские наработки. Помнится, тогда даже прозвучал оставшийся без ответа вопрос: министром какой страны является почтенный Илья Иосифович Клебанов?
Думаю, то же самое можно спросить и после завершения российско-израильского проекта создания самолета дальнего радиолокационного обнаружения для Индии и Китая. Если мне не изменяет память, тогда партнер с юга в лице IAI получил при многозначительном молчании господина Клебанова 70% гешефта. И хотя израильский вклад в общее дело выглядел куда менее весомо, чем поиметая прибыль, российская сторона восприняла случившееся с исключительным смирением. Как и отдельное соглашение IAI с Казанским вертолетным заводом об экспорте в Венесуэлу спасательных вертолетов Ми-172. Что не только противоречит закону о ВТС, но и де-факто тормозит объединение казанского предприятия с МВЗ, а Татарстан превращает в самостоятельного партнера Израиля со всеми вытекающими отсюда политическими последствиями.
Будет чрезвычайно неприятно, если это совершенно излишнее в данном случае проявление любви к ближним станет традицией российских вертолетостроителей. Ведь задолго до рождения соглашений от 1 июля прошлого и 6 февраля нынешнего годов IAI уже занялась вопросами модернизации вертолетов Миля. Один из первых образцов израильского Ми-24 был продемонстрирован под названием «Mission-24» на авиасалоне в Ле-Бурже еще в 1999 году, а сейчас соответствующая деятельность развернута в Болгарии, Польше, Чехии, Индии и ряде других стран.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.