В стране – тревожная социально-экономическая ситуация
«У нас 19,3 миллиона работающих – это последние данные, которые озвучил Кудрин на заседании Госдумы, до сих пор имеют доходы ниже прожиточного минимума. Это весьма тревожная социально-экономическая ситуация, которая сложилась в стране»
Виктор Иванов, Заведующий кафедрой «Теории, кредиты и финансового менеджмента» СПБГУ, д.э.н., профессор
В России – низкий уровень развития финансового рынка. Многие финансовые инструменты, которые активно используются сегодня на зарубежных финансовых рынках, у нас используются эпизодически. При этом финансовому сектору в Российской Федерации предоставлены большие полномочия в области макроэкономического регулирования. Прежде всего, речь идет о Центральном Банке Российской Федерации. Политика Центрального Банка слабо учитывает, а зачастую и игнорирует, интересы реального сектора экономики. Мы прекрасно знаем из теории о том, что увеличение на 1% процентной ставки ведет к падению ВВП на 0,3%. Это статистика не российская, это статистика мировая. Увеличение и так высокой ключевой ставки, которое осуществлено недавно ЦБ, видимо, опять приведет к росту процентных ставок. Понятно, что ничего хорошего для нашей российской экономики это не сулит.
Процессы, которые происходят на финансовых рынках РФ, сопровождаются постоянным оттоком финансового капитала за рубеж. В малой части этот поток возвращается в виде иностранных инвестиций. Современный этап финансового развития у нас характеризуется, прежде всего, низким уровнем инвестиционной активности. Статистика инвестиций в основной капитал, большинство из вас это знает, свидетельствует о том, что за последние 4 года объемы инвестиций не превышали 19% ВВП. Это уровень, который не позволяет расти ВВП больше, чем на 2% годовых. Для стабильного же роста объемы инвестиций должны составлять как минимум 28%.
Есть ли такие ресурсы в России? Я не убежден в этом. Я не могу четко сказать, где, у кого имеются такие объемы финансовых ресурсов, которые можно было направить на развитие экономики. Те ресурсы, которые появляются, они почему-то убегают на Запад.
Если посмотреть на структуру инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, наибольшие объемы – это собственные средства компаний (порядка 51%); 49% — это привлеченные средства. Из этих привлеченных средств 16% — это бюджетные средства. А кредитные ресурсы составляют всего порядка 10%.
Рассмотрим статистические факторы, которые ограничивают инвестиционную деятельность. Прежде всего стоит обратить внимание на 2 наиболее важных показателя, которые сдерживают инвестиционную активность – это неопределенность экономической ситуации в стране и недостаток собственных средств у компаний (61% опрошенных). Следующие факторы – высокий процент коммерческого риска (56% опрошенных) и, соответственно, высокие инвестиционные риски. Сюда же можно отнести и сложный механизм получения финансовых ресурсов.
Несколько данных по поводу объемов кредитования. Объемы кредитования субъектов экономики уменьшаются. Какие сектора экономики все-таки привлекают кредитные ресурсы? Те, что пользуются государственной поддержкой. В частности, сельское хозяйство, добывающая промышленность, ипотечное кредитование. Где основные объемы ипотеки? Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Тюмень – регионы с наиболее высокой средней заработной платой. За счет налогов, которые собираются по крошечке со всех, субсидируются более состоятельные в финансовом отношении лица. Вряд ли такую политику можно признать обоснованной.
Теперь относительно массового направления финансовых ресурсов в реальную экономику – финансового форсажа, который в последние месяцы обсуждается. Нужен или не нужен финансовый форсаж? На мой взгляд, безусловно, нужен. Одновременно необходимо сокращать объемы теневой экономики, повышать заработную плату. У нас 19,3 миллиона работающих – это последние данные, которые озвучил Кудрин на заседании Госдумы, до сих пор имеют доходы ниже прожиточного минимума. Это весьма тревожная социально-экономическая ситуация, которая сложилась в стране. Понятно, что процессы финансового форсажа накладывают и различного рода ограничения, которые связаны и с движением капитала, и с поведением хозяйствующих субъектов. Без этого невозможно обойтись.
В мире накоплен значительный опыт решения прорывных вопросов в экономике. Так в Соединенных Штатах Америки, в Японии заслуживает внимания опыт осуществления денежно-промышленной политики, позволивший решить многие вопросы развития определенных высокотехнологичных секторов экономики. Нужно учитывать и опыт Китая в проведении денежно-кредитной политики в условиях значительной дифференциации экономического развития отдельных регионов. На мой взгляд, России нужны такие финансово-экономические механизмы, которые позволили бы увеличивать денежную массу. Сокращение же денежной массы будет усиливать негативные процессы, которые уже накопись в нашей стране.
Несколько слов по поводу налоговой и амортизационной политики. Посмотрите на налоговую политику Трампа. В США произошло резкое снижение налоговой ставки на прибыль, установлено в целом более льготное налогообложение для реального сектора американской экономики. Изменения в амортизационной политике: для ряда видов деятельности американским компаниям разрешено списывать на себестоимость в текущем финансовом году до 100% стоимости вновь приобретенных основных средств. Таким образом, высвобождаются большие амортизационные ресурсы, которые можно использовать на развитие. Полагаю, что этот опыт было бы целесообразно использовать и в России.
В России для стимулирования инвестиционной активности предусмотрены налоговые льготы и другие налоговые преференции. В 2018 году объем этих налоговых льгот составит порядка 3 триллионов рублей; объемы же инвестиций несопоставимо меньше. Значительная часть налоговых льгот инвестиционного характера сегодня идет на потребление, а не на развитие предприятий. Следует использовать иные, более эффективные механизмы налогового стимулирования. Например, инвестиционные налоговые вычеты. Осуществил инвестиции в реальном секторе экономики, получай льготу. Нет, значит, не получаешь льготу.
Я убежден в том, что нужно менять в России отношение к налогу на прибыль. Сегодня финансовая отчетность многих компаний, мягко говоря, не совсем достоверна. Посмотрите статистику последних пяти лет, касающуюся динамики поступлений от налога на прибыль. ВВП растет, поступления от налога на прибыль падают. ВВП падает, поступления от налога на прибыль растут. Дать внятное объяснение этому факту сложно. Опыт Эстонии показал, что после исключения из налоговой системы налога на прибыль количество убыточных предприятий сократилось в 3 раза. Полагаю, что налог на прибыль было бы целесообразным в России заменить налогом на потребленные материальные ресурсы и прочие расходы, включаемые в структуру себестоимости продукции, работ, услуг
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.