С 15 по 18 октября 2014 года в ЦВЗ «Манеж» проходил I Московский международный форум «Культура. Взгляд в будущее», организованный Департаментом культуры города Москвы.
В программе мероприятия было заявлено, что на форуме «выступят российские и международные эксперты креативных индустрий»: «Встретятся представители самых разных городских институций — библиотек и театров, музеев и парков, культурных центров и музыкальных лейблов, кинокомпаний, фестивалей и арт-ярмарок, университетов и др.»
По мнению устроителей форума, культура должна превратиться из дотационного «обременения» в эффективное средство привлечения ресурсов для развития городских районов. Перл с сайта форума: «От ее (культуры) присутствия зависит улучшение качества городской жизни и социального климата через развитие территорий, индустрий и туризма».
Еще в конце 2012 г. заместитель директора Московского городского библиотечного центра (МГБЦ) Борис Куприянов заявлял: «В Москве, где чудовищный дефицит общественных мест, существует огромное количество библиотек, которые являются антиобщественными местами, хотя их назначение обратное». Что такое антиобщественное место, вообще непонятно. Видимо, желая подчеркнуть, что они мало посещаемые, слабо престижные, убогие. И потому — антиобщественные.
Также чиновник говорит: «Времена изменились, задачи модернизма сняты, задача просвещения перед Россией, к несчастью, уже не стоит».
Далее выдающийся замдиректора заявляет: «...Решений может быть два: либо пытаться из библиотек сделать привлекательные, интересные и современные общественные пространства, либо закрыть их — и из 480 городских библиотек оставить 20 или 40. ... Вариантов, что библиотеки останутся такими, какие они есть, сейчас нет».
Так будут ли библиотеки по-прежнему решать культурно-просветительские задачи, используя как старые, так и новые возможности, или же они будут решать совсем другие задачи, предоставляя некие привлекательные услуги клиентам, имеющим отнюдь не просвещенное представление о привлекательности?
Характерно, что ни библиотекарям, ни обеспокоенным читателям Программу реформы библиотек не предъявляют. Зато в поле зрения общественности всё чаще попадают факты странных перемен, идущих в библиотеках ряда регионов. Эти перемены иначе как разрушением библиотечного дела не назовешь. Вот несколько показательных примеров.
В Перми в августе 2013 г. было проведено реформирование библиотеки № 1 имени Л. Н. Толстого. Под предлогом присвоения нового статуса (перепрофилирования библиотеки № 1 в юношескую) было списано 30 тысяч книг разного профиля и читательского назначения.
В поселке Лесной городок Московской области местные власти сменили руководство в поселковой библиотеке им. И. А. Новикова. И новое руководство потребовало списать все книги, изданные до 2004 г. Основанием для подобной акции послужили «правила о санитарных нормах». Выдергивая из фонда книги якобы «по санитарным нормам», руководство библиотек фактически выдергивает из общественного доступа целый культурный пласт, который уже невозможно будет восстановить! Ведь многие произведения русской и зарубежной классики не издавались после 2004 г. Что это, как не война с культурой и историей?
Библиотеки лишают права формировать заказ на новые издания, им рассылают унифицированные комплекты, совершенно не учитывая специфику их работы.
«Согласно пожеланиям реформаторов, в библиотеке должны проводиться выставки, посвященные моде, стилю, косметике, автомобилям. Для девушек — подборки женских, так называемых «сентиментальных», романов, для молодых людей — книги в жанре «остросюжетного детектива» (попросту говоря, «мочилова»). Ничего против таких выставок мы бы не имели, если б они предлагали читателю сколько-нибудь уникальную информацию.
В действительности же, такая книжная «выставка» ничем по сути не отличается от журнального столика в парикмахерской».
Так, во Владивостоке ликвидируется краевая научная медицинская библиотека, за семьдесят лет своего существования собравшая в своих стенах более 250 тысяч единиц научных изданий.
Тихоокеанский медицинский университет, судьба остальных неизвестна. Вместе с библиотекой закрываются ее филиалы в других городах Приморья.
За последние 3 года в Волгограде закрылось 13 библиотек и 9 находятся под угрозой закрытия.
За период с 2014 по 2016 год на Южном Урале была закрыта 61 библиотека. По каким-то непонятно откуда взявшимся нормативам Челябинская область должна провести оптимизацию, попросту — закрыть 300 библиотек. Всего в Челябинской области на 2005 год было 875 библиотек.
В апреле 2014 г. Министр культуры Московской области О. А. Рожнов направил главам подмосковных муниципальных образований распоряжение, где рекомендовал объединять детские и взрослые библиотеки. Это привело к слиянию и фактическому уничтожению детских библиотек в Дмитрове, Дзержинске и других городах. Детская библиотека — это особым образом организованный мир, воспитывающий ребенка, подростка, прививающий ему необходимые знания родной культуры и истории. Реформа детских библиотек по сценарию «слияние–выселение из больших помещений–сокращение фондов» приведет к тому, что тысячи детей останутся без библиотек.
Реорганизация, а тем более закрытие библиотеки в подавляющем большинстве случаев оборачивается массовым списанием книг. Иногда это проходит тихо и скрытно, иногда груды списанных книг, брошенных в кузов грузовика или (если книги приносились читателями и не учитывались библиотекой) попросту отправленных на помойку, попадают в объективы телекамер, и мы всем народом созерцаем варварские картины, заставляющие задаваться вопросом: «Кто мы, люди XXI века?»
В сентябре 2017 года жителям Москвы было передано около 248 тыс. невостребованных изданий. Впервые горожане смогли безвозмездно пополнить свои книжные полки в 2016 году в рамках акции «Библионочь», когда библиотеки списали около 17,5 тыс. изданий
Количество библиотек в России ежегодно сокращается примерно на тысячу, сегодня их число не превышает 39 тысяч.
В октябре 2017 года закрылась единственная в городе Омске территориальная народная библиотека, имеющая богатую историю, закрыта. Книжный фонд и имущество распродается. Омская народная библиотека - это библиотека завода "ЭлектроТочПрибор”, эвакуированного во время Великой Отечественной войны из Киева. Библиотека спаслась от грозы войны, работала долгие годы, сохраняя книжный фонд, но не смогла пережить имущественный конфликт - сейчас судебные приставы выселяют ее из помещения, которое понадобилось городским властям.
Хочется спросить, кто вы люди 21 века? Что с вами стало? Неужели библиотеки больше не нужны и книги не несут ценности?
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Да, веление времени. Дома-то редко кто читает бумажные книги. А вот почему не профилировать - какой-нибудь интерактив замутить, книги оставить, добавить использование крутых программ за небольшую денюжку - какие-нибудь трехмерные, астрологические, что там еще - чертежные, сечения..
Прогресс не стоит на месте. Я вообще не могу читать бумажные книги, глаза режет, только в электронном виде. Если нет электронного варианта, сама цифрую и выкладываю в интернете.
Для начала, нужно понять главное: Есть книжки редкие и представляющие реальную ценность, но не финансовую, а информационную. Это, всяческие профессиональные и рецептурные справочники. Технические и образовательные учебники. Т.е. те книги, по которым нам еще наших правнуков, уму-разуму учить, уж коль, детей-лоботрясов упустили...
Что такое 3Д, я знала еще в 70-х. Когда в голове, сборочные чертежи, как орешки щелкала. А ТАМ, просто линии не стыковались, если были неверно расположены! Закрываешь глаза, и смотришь... Я, до сих пор так свою работу делаю, и только потом, когда в голове все готово, переношу на комп в программу 3Д. Так вот, книжки которые учат ТАК видеть, и надо сохранить! Они еще понадобятся.