Мы, народ, не хотим возможностей, мы хотим гарантий!
Экономика – не факт. Экономика – служанка. И главный вопрос – кому она служит. Вам вместес соседом, вам вместо соседа или соседу вместо вас? Очень многие кричали, что очень многое в экономике невозможно – а потом оказывалось, что всё возможно, нужно только интересы переменить…
Давайте не дадим шулерам закрываться «объективностью» экономических процессов, а твёрдо предъявим: экономика не такая, какая «сложилась», а такая, какой вы её сложили!
+++
Бесконечные разговоры о правах и обслуживании потребителя (качественном или некачественном сервисе, заставляют его стоять в очередях или нет) – обошли стороной главный вопрос: а откуда он берётся-то, этот потребитель?! Он же из утробы матери рождается не с пачкой платежеспособных купюр в кулачке!
Для экономики вопрос возникновения потребителя куда интереснее и важнее, чем все перипетии его обслуживания, когда он уже в готовом виде рынку явлен.
Безусловно, нет такого, что ты вырастаешь до трудоспособного возраста (кстати, как?!), потом идёшь к забору, на котором гарантированно написано не матерное слово а «Требуются…». По указанным на заборе контактам ты связываешься с работодателем, работаешь месяц или до аванса – и вуаля! Ты с деньгами и ты потребитель!
Так пытались сделать в СССР, и даже там не смогли, а вообще это совсем не так! Дело (бизнес) как производство из природных даров путём их обработки материальных благ – никогда не имеет безразмерного спроса на рабочие руки. Даже в XIX веке. И уж тем более – сегодня.
Часть людей не могут стать потребителями, потому что они просто излишни в самом процессе производства и потребления материальных благ. Таких людей всегда было много, а сегодня их – очень много. Нет сомнений, что свободный обмен с мировым рынком «очистит» Россию от 90-100 млн русских, потому что ему в его цепочках и раскладах больше 30-40 млн на территории России совершенно не требуется.
+++
И весь вопрос в том, чтобы не количество людей подгонять под нужды рынка, а рынок заставить обслуживать нужное нам (а не ему) количество людей.
Но и тот, кто нашёл на заборе заветное «Требуются…» - далеко не обязательно, трудоустроившись, превращается в полноценного рыночного потребителя. Нет ничего удивительного в том, что никакой работодатель не заинтересован платить много. И наоборот, заинтересован платить мало. И чем меньше – тем ему лучше. И прибыль выше, и конкурентоспособнее…
Работодателю выгодны богатые потребители «извне». То есть оплаченные кем-то, но не им самим. А свои рабочие работодателю невыгодны, как полноценные потребители. Они, когда хорошо зарабатывают, не только много прибыли съедают у предприятия, но и продукцию через то делают дороже. И капризнее, требовательнее становятся…
И потому (что доказывает опыт РФ, в частности) – трудоустроенный человек вовсе не синоним полноценного рыночного потребителя. Он может работать, как буйвол, а получать как воробей. Соответственно, и клевать по воробьиному…
Потребитель не может возникнуть из безработной массы (если её специально не подкармливает государство) – сама же безработная масса формируется из бывших потребителей и постоянно растёт: избавляясь от издержек, работодатели освобождаются и от излишних рабочих рук.
Потребитель не возникает и из работающей массы, поскольку сам факт работы (даже официально оформленной, хотя далеко не все они таковы) ещё ничего не значит.
+++
Если это так просто и каждым доказано собственной практикой – почему же тогда мог возникнуть соблазн Западом?
Увы, это классическая русская советская психология, которая кондовой своей «совковостью» особенно проступает у русофобов и антисоветчиков из бывшего СССР! В чём её суть?
-Есть люди, которые живут хорошо, а есть люди, которые живут плохо… Люди, которые живут хорошо непременно помогут тем, кому плохо, жить лучше… Они же сами хорошо живут – и других этому научат…
-Почему?
Нет ответа. «По кочану», очевидно. Убеждённость слепая и непоколебимая: если у кого-то есть пятикомнатная квартира, то он:
- не на вторую пятикомнатную будет зарабатывать;
- а нам помогать на пятикомнатную для нас заработать…
Это имеет глубокие корни в советских реалиях. Там тот, кто вперёд тебя получил благо – был самым безопасным из конкурентов, потому что отходил, и снова очередь мог занять только с хвоста. Да и само представление о человечестве и цивилизации было как о «пастыре добром», жизнь кладущем за своих овец. А ещё точнее – как о благородном учителе, для которого –
…Но видно в том и Божий промысел,
Чтоб всё отдать ученикам…
Прекрасная картина мира, и всё бы в ней было хорошо, если бы она сходилась с реальностью, особенно новой реальностью жестокого пост-советского мира…
А она не сходится. Там ценности иные, и даже противоположные. Там конкуренция и взаимное пожирание и «человек человеку волк».
И потому (вот что стремлюсь донести до вас!) – люди, которым хорошо живётся, чтобы им жить ещё лучше – делают всё, чтобы людям, которым плохо, стало ещё хуже.
Это суть экономической системы, а не действия отдельно взятых и непонятно чем мотивированных аморалов (которые всюду есть – в любой семье не без урода). Когда лично-аморальный человек мотивируется чисто-хулиганским образом, творя зло – это одно.
А вот когда совершенно нормальный человек поставлен перед жутким выбором «моим детям жить или твоим» - то, конечно, и масштаб драмы иной, и масштаб злодейства на порядок крупнее, и объективное основание совсем не такое, как у пьяного безобразника, безобразничающего из озорства…
+++
Помните: сотрудничество бывает только в плановых системах, где продукт производится сообща, а делится после и по справедливости. В рыночных системах господствует конкуренция уже на уровне – «кому производить продукт – мне или тебе?».
То есть конкуренция за жизненные ресурсы, за основу выживания – дары природы, лежащие в начале производственного процесса. Здесь не делят после умножения, а отнимают до прибавления.
Тут нет никакого «мы» - потому что чем меньше у тебя, тем больше у него, и наоборот. Поэтому нельзя говорить о «наших» интересах – ни на уровне общины, ни на уровне «общечеловеческих ценностей».
Вазген АВАГЯН, специально для ЭиМ.; 16 января 2018