В старинных летописях упоминаются "лечцы" из среды монахов, пользовавшиеся средствами народной медицины,— Цемьян Целебник и Агапит, "врач безмездный", лечивший в Киеве в 12 веке.
Традиции лечения на Руси уходят своими корнями в глубокую древность. Представления о жизни в эпоху Древнерусского государства складывались из летописей и данных археологических раскопок. Более ранняя история Руси представлена в славянских былинах, сказаниях, в рукописях чужеземных путешественников, например Геродота, историка и философа, описывавшего места, “достойные внимания ученого".
Боги и волхвы
Медицина языческой Руси воплощалась в магии волхвов, обладавших тайными знаниями, какими не могли владеть обыкновенные люди в Древнерусском государстве. Уединенно проживая в лесах, волхвы изучали целебные силы природы и применяли их на пользу человеку. Они были единственным сословием, обладавшим хоть какими-то приемами врачевания. В древней литературе под словом “волхвы" подразумевались знахари, ведуны, ведьмы, восточные мудрецы и звездочеты.
В дохристианской Руси и между языческими богами были распределены знахарские функции. Главным божеством был Перун, затем — Велес, воплощающий в себе мужское начало, и Златая Мать — женское начало. Знич отвечал за щелочной баланс в организме, Световид — за гормональный, Белбог регулировал нервную систему. Лада отвечала за кислотный баланс. Силбог был ответственен за мышечные ткани, Леда — за костную систему, Животу отводилась роль регулировать лимфосистему, Триглаве — женские гормоны, Могошу — мужские гормоны, и т. д.
Большое количество идолов позволяло определить причину недугов через взаимоотношения божеств. Например, не ублажил Услада, он пожаловался Могошу, послав ему тень, и рассорился с Силбогом, отказав в помощи. Световид заступился и отобрал у Знича силу, погасив огонь. Велес пожаловался Перуну на Златую Мать... и все это означало нарушение гормонального и щелочного баланса в организме.
Изборник Святослава
Самой древней из российских записей рецептов народной медицины является "Изборник Святослава", составленный в 1073 году неким дьяком Григорием для великого русского князя Святослава Ярославовича. В этой рукописи описаны растения и рецепты, которыми пользовались в то время для лечения болезней. Сборник считается величайшим памятником древнерусской культуры. В этой своеобразной энциклопедии помимо других сведений дается ряд медико-гигиенических советов, описываются наиболее распространенные средства из растений. В качестве гигиенических рекомендаций приводятся рассуждения о пользе ежедневных омовений, о содержании в чистоте одежды и жилища.
Согласно "Изборнику" русские лекари неплохо знали хирургию, используя ножи, "точила", ножницы, топоры, упы, пилки, долота. Искусные лечцы-резальники умели разрезать живот, ампутировать конечности, удалять мертвевшие части тела, производить трепанацию. Подобно европейским медикам, они прижигали раны каленым железом и использовали травяные мази, вино, золу, березовое вино.
При операциях применялся даже наркоз. Оперируемый усыплялся настоем корня мандрагоры, мака или чарой вина. Все инструменты обязательно прокалялись в огне. Шов производился тонкими волокнами льна. Иногда нити делали из кишок животных. В полевых условиях хирурги вынимали осколки стрел с помощью магнитного железняка. В одной из рукописей описана оригинальная конструкция протеза для нижней конечности.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.