Для большинства нынешних российских граждан и граждан ближнего зарубежья, советская торговля – это то, что они застали при Горбачеве: пустые прилавки, огромные очереди и т.п. Старшее поколение моих читателей, вероятно, помнят торговлю в годы правления Брежнева Л.И. Это довольно низкие цены, наличие товаров первой необходимости, но постоянный дефицит всего модного, популярного, импортного…
Почему этого не было в сталинские годы? Потому что сталинский социализм был другим и торговля была иной. Как не крути, разговор начинать необходимо с первой мировой и гражданских войн. Как известно ещё при царе-батюшке в России была введена т.н. «карточная система». Под «карточной системой» обычно подразумевают вид распределительной торговли, когда человек может приобрести фиксированное количество товара по фиксированной цене. «Карточная система» - это, как правило, примета военного времени. Но не обязательно. Распределительная торговля по карточкам до настоящего времени существует, например, в США. «Карточная система» Америки призвана поддержать граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. После гражданской войны наиболее крупными организациями через которую осуществлялась «карточная торговля» являлись ОРСы (отделы рабочего снабжения). Мерой они были вынужденной. Как известно, февральская революция, уничтожившая самодержавие, началась с бунта «пустых кастрюль», когда рабочие семьи не смогли отоварить карточки на хлеб в Петрограде. Кулаки, созданные реформами Николая II, стали его могильщиками. Погубив режим их создавший, они и сами погибли, как класс, от собственной жадности. Советская власть подходила к этому серьезно и пока на селе господствовал кулак, в СССР существовали ОРСы и карточная система. После того, как кулацкий тип хозяйствования был ликвидирован, а большинство крестьян объединились в артели, создались условия для отмены продовольственных карточек. Сельхозартели (основной вид колхозов) обязаны были сдавать государству часть урожая по низкой цене. Так, например, в Свердловской области, накануне войны среднеобластные нормы обложения с гектара составляли 133,5 кг (99,9 кг – обязательные поставки и 33,6 кг – натурплата за работу МТС). В 1939 году они были значительно ниже. Обязательные поставки колхозов сельхозпродукции по низким ценам позволили советскому правительству осуществлять государственную торговлю по государственным ценам. Человек, живший во времена Брежнева вряд ли поймет о чем идет речь. Потому что в 1939 году в розничной торговле в СССР существовали несколько видов цен. Первый вид цен – это цены государственные. Это очень низкие цены. Сначала эти цены использовались для распределительной торговли через ОРСы и другие структуры.
В 1939 году ОРСов уже не было, а товары первой необходимости продавались свободно в государственных магазинах по государственным ценам. Государственные цены в сталинском СССР – это цены социальные! Они были призваны обеспечивать всем гражданам, с любым достатком потребительский минимум. Если в СССР начинали производить какой-то товар, например хлопчатобумажные ткани, в большом количестве, принималось решение и они тоже реализовывались через государственные магазины по государственным ценам. Иногда отсутствие товара было вызвано не объективными, а как это бывает в госторговле, субъективными факторами. В 1939 году Первоуральска газета писала: «В магазине №41 на Динасе совершенно нет никаких товаров. Начиная со 2 августа в этот магазин не поступал товар т.к. он лежит на базе. 11 августа папиросы на базе были – в магазине – нет, в тот же день была колбаса на базе, но доставить в магазин её не смогли т.к. не было транспорта…» Почему СССР был самой читающей страной можно понять по «школьной ярмарке» в книжном магазине Первоуральска в 1939 году. Местная газета писала: «Магазин КОГИЗа за несколько дней августа продал»Сборник арифметических задач» - 1200 штук, «Грамматика по русскому языку» - 1380 штук, книг для чтения – 1680 штук. Всего продано 10 тыс. 300 книг». Это в маленьком провинциальном городке! То, что люди в Первоуральске думали не только о хлебе насущном говорит и вот такой штришок. В провинциальном городе с населением 44 тыс. человек, один только Горзеленстрой продал 6000 цветов. Мало! Примерно по одному цветочку на трех женщин. Однако главным продавцом цветом в Первоуральске было предприятие местной промышленности Горкомхоз. В 1940-м году оно реализовало населению 210 тыс. цветов. Это почти 10 цветов на каждую женщину!!!
Выручка с продажи цветов составила 45 тыс. рублей. Т.е. цветок продавался примерно по 21 копейке… То, что цены в госмагазинах – социальные - не всегда понимали даже современники. Им, конечно, хотелось, чтоб по социальным т.е. государственным ценам продавались не только товары первой необходимости, но и другие товары. А когда зарплаты каждого хватает, чтобы купить любую вещь по льготной цене, неизбежно возникает дефицит. Так вот в СССР в 1939 году настоящего дефицита не было! Потому что кроме торговли по государственным ценам, существовала еще и коммерческая торговля. Это были тоже государственные магазины, но цены в них были значительно выше. В разное время они превышали госцены в десятки, а в конце войны и в сотни раз. Дорого в бутике – бери в секонд-хенде! После начала войны коммерческие магазины негласно "прикрыли" и работу их возобновили снова в 1944 году. СССР стремился гарантировать всем гражданам СССР по низким ценам только самое необходимое. Чтобы жить лучше других, гражданин должен был проявить особое трудолюбие, благо почти везде в сталинском СССР (в отличие от брежневских времен) зарплата была сдельной. Кроме того, была торговля кооперативная. Особенно распространена была в сельской местности. Это те самые знаменитые РайПО и СельПО.
В 1939 году – сельпо и райпо были видами кооперативной торговли на условиях паевого членства. В реальности же происходило все довольно просто: Иванов заготовил пять центнеров картофеля – ему костюм по госцене, Петров заготовил 25 центнеров картофеля – ему часы и патефон по госцене. Торговля в кооперативных магазинах велась по спискам. Ну и говоря о торговле в сталинском СССР нельзя не упомянуть торговлю рыночную. Рынки в СССР чаще всего назывались колхозными. Хотя торговать на них могли хоть колхозы, хоть колхозники, хоть единоличники, хоть горожане, хоть кооперативы… Колхозные рынки имели огромное значение в сталинском СССР. Объемы торговли на них были масштабными и несравнимы с объемами торговли на современных рынках или на рынках в брежневскую пору.
Вот цифры по Первоуральску 1939 года – только за июль на местном рынке было продано более 31 тонны картофеля, коло тонны лука, более 5 тонн огурцов, 4000 цыплят, 213 поросят, 16 тонн мяса и почти тонну ягод… Критики в адрес рыночной торговли тоже было мого. Вот что писала местная газета о первоурлаьском рынке: «На грязных столах идет торговля овощами и другими продуктами, а рядом, на этих же столах в грязной одежде сидят люди. Хуже этого с торговлей мороженным…» Чтобы почувствовать «вкус эпохи» приведу цены в 1939 году на огурцы и капусту в Первоуральске. И то и другое - I сорт 2 руб, II сорт – 1 руб. 60 коп.
Человек, помнящий СССР брежневской поры, не может правильно судить о рыночной торговле в довоенном СССР. Потому что это была принципиально иная торговля. На рынках в брежневском СССР продавалась только продукция с собственных огородов, необработанная сельхозпродукция да старое барахло. Торговля новыми вещами являлась спекуляцией. Потому что новую промышленную продукцию производили госпредприятия. В довоенном СССР значительную часть промышленного ширпотреба производили промкооперативы. Если они делали продукцию из собственного сырья, или если не из своего сырья, но имели соответствующий договор, то они могли реализовать промышленную продукцию на рынке по свободно цене. Налоги на рыночную торговлю были мизерными. А продавцы некоторых групп товаров вообще освобождались от налогов. Были, конечно, и спекулянты. Особенно часто на первоуральском рынке спекулировали папиросами. При этом табак самосад продавать не запрещалось. Предполагалось, что на рынке люди торгуют исключительно своими товарами, но в реальности возле рынков и тогда существовали перекупщики. Например, моя мать возила табак самосад в Красноуфимск из деревни Верх Тиса. Сама она торговать длительное время в Красноуфимске не могла, потому что негде было жить. И поэтому продавала табак местному старику за бесценок целым мешком, а тот значительно дороже продавал табак горожанам, отмеривая его стаканами. Торговля в довоенном СССР в сознании большинства нынешних людей – стерильно белое пятно. Этому способствовало то, что некоторые люди считают весь советский период одинаковым и не знают отличий СССР сталинского, от хрущевского, а хрущевского от брежневского… Пустые полки магазинов времен горбачевской перестройки по ТВ им показывают в сюжетах про Брежнева. И люди верят. А воспоминания стариков о сталинском времени, что «в магазине кроме хлеба и спичек ничего не было» они переносят вообще на все магазины, а не только на государственные в которых торговали по государственным ценам.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|